Без государственного вмешательства тарифы не обуздать

В 2015-2020 годах рост тарифов для населения в России составит 231 процент. И всё потому, что в реальной практике регулирования тарифов в РФ как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе избрана стратегия их повышения темпом, более чем в два раза превосходящим рост потребительских цен. Начиная с 2013 года планируемое государством индексирование цен и тарифов базируется фактически не на темпах прироста потребительских цен, а на основе роста затрат и цен производителей. Такие ориентиры не устраивают ни население, ни промышленников, ни экспертов.

В Уральской торгово-промышленной палате представители ряда областных министерств вместе с федеральными экспертами провели «круглый стол», на котором обсудили развитие концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в РФ.

Экспертам приходится констатировать тот печальный факт, что в нашей стране ценовая сфера, раздираемая разнонаправленными интересами субъектов экономической деятельности, не уравновешенными действиями государства, превратилась из сферы, обеспечивающей воспроизводственный процесс в экономике, в сферу полухаотичного их перераспределения. В этой системе в основном побеждают более крупные или беспринципные субъекты, что особенно ярко видно в электроэнергетике и в сфере ЖКХ, где последние, кивая на первых, вздувают тарифы, игнорируя платежеспособность населения и предприятий, что неминуемо ведёт к социальной дестабилизации.

На «круглом столе» новую концепцию государственной политики цен в России представил Михаил Гельвановский, руководитель авторского коллектива из Национального института развития, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук.

Он считает, что рыночные цены при отсутствии установленных правил ценообразования и необходимых инфраструктурных условий часто используются субъектами рынка в качестве источника получения сверхприбыли. Оздоровить ситуацию может введение норматива предельной рентабельности. Представленная им концепция предполагает, что реализация государственной политики цен будет основываться на использовании двух основных механизмов: национальной системы ценовой информации, позволяющей принимать оптимальные решения в области цен как на уровне предприятий и компаний, так и на уровне органов власти, а также применения Федерального закона «О ценах и ценообразовании в России», создающего субъектам хозяйственной деятельности определённые рамки поведения, нарушение которых будет пресекаться продуманной системой штрафных санкций.

После окончания «круглого стола» Михаил Гельвановский ответил на вопросы журналиста «ОГ».

— Михаил Иванович, похоже, вы готовы укоротить «невидимую руку рынка». Возвращаемся к Госплану?

—Возвращаемся к нормальной системе госрегулирования! Рынок это не безвоздушное пространство: ушло государство — пришёл частник. Он регулирует, но он регулирует как хочет, под себя. Я сильнее вас — я вас подвину, и вы сделать ничего не сможете. А государство, оно отвечает за всех. Поэтому ему нужны эти третейские функции, чтобы оно вовремя могло сказать — э, нет, ребята, что-то тут не так! А так мы, получается, бросили — делайте, что хотите.

—Для каких отраслей в первую очередь особенно важно госрегулирование?

—Нужно восстановление нормального ценообразования, устранение дисбаланса цен в первую очередь в сельском хозяйстве, все мы хотим есть нормальную, дешёвую пищу. Второе — обрабатывающая промышленность, машиностроение. Это ведь ещё и ОПК (оборонно-промышленный комплекс): такая страна, как Россия, не может не иметь армии, и хорошей армии. И конечно, надо прекратить это безумие, которое сложилось в энергетике. В газовой промышленности, в своих ценах мы приблизились к ценам газа в Европе, но Европа газ импортирует, а у нас собственный газ. Самый вопиющий результат: Россия — великая энергетическая держава, в которой большая часть населённых пунктов негазифицирована и где моторное топливо дороже, чем в США. И скоро будет самая дорогая электроэнергия. Это в стране, где на большей части территории более полугода держится отрицательная температура! То, что происходит — это такая скрытая эрозия экономической системы. Она рассыпается потихонечку. Ну вот нехватка кадров — так не платят же за их подготовку, не платят тем людям, которые этим занимаются — вот у нас кадров и нет. Завтра ещё чего-нибудь не будет, потом ещё чего-то... Где мы окажемся через пять-десять лет, если всё так будет двигаться?

P.S. Материалы и предложения, выработанные на «круглом столе», будут включены в решения III Всероссийской конференции по проблемам государственной ценовой и тарифной политики и направлены в законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации.

Мнение

Анатолий СЫСОЕВ, председатель комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей:

—Мы видим сейчас, какой рост цен запланирован естественными монополиями по 2020 год. И сегодня промышленникам надо считать — кто исчезнет. В алюминиевой промышленности уже исчезают производства, дальше, видимо, чёрная металлургия, после этого, видимо, АПК и так далее. Если у вас цены на вашу продукцию не поднимаются, а в три раза поднимаются у естественных монополий, плюс транспортные расходы растут, банк увеличивает ставку за кредиты — вы просто исчезнете. Государству надо смотреть за этим, нужна другая модель развития.

Областная газета Свердловской области