Система «Анти-Чернобыль». На БАЭС появился полномасштабный тренажёр для отработки нештатных ситуаций

Белоярская АЭС, Пункт управления энергоблоком  БН-800, тренажёр

Тренажёр управления энергоблоком БН-800 на Белоярской АЭС. Фото: Галина Соловьева

После того как в июле и августе на четвёртом энергоблоке Белоярской АЭС произошли две остановки, жители окрестных городов всерьёз обеспокоились – не приведёт ли это со временем к страшной аварии? Корреспондент «Облгазеты» попытался разобраться, стоит ли так сгущать краски и посетил БАЭС, чтобы выяснить, как там решаются вопросы безопасности. Отметим, здесь важна не только техническая исправность автоматики для предотвращения аварий. Немаловажную роль играет уровень компетенции кадров и их готовность адекватно реагировать на нештатные ситуации. 

Эхо Чернобыля

После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которая без преувеличения стала «чёрным днём» для советской атомной энергетики, отечественные специалисты всерьёз задумались о разработке современных технических средств обучения операторов российских атомных станций. На это государство выделяло значительные средства. В итоге для подготовки персонала на каждой АЭС стали появляться специальные тренажёры.

На БАЭС изменение процесса подготовки атомщиков затянулось на целое десятилетие. Лишь в 1998 году персонал станции получил первый тренажёр для сотрудников энергоблока №3 с реактором БН-600. Выглядел он весьма скромно, с минимальным количеством индикаторов и сигнализации, но это был первый шаг к созданию учебно-тренировочного центра (УТЦ) на территории атомной станции.

– До 1998 года подготовка осуществлялась сразу на рабочих местах. После прохождения теоретической подготовки персонал допускался до стажировки. Конечно, им не было разрешено управлять оборудованием, но тем не менее они наблюдали за работой дежурной смены операторов. По такой системе в 1991 году проходил подготовку на энергоблоке БН-600 и я сам, – рассказал замначальника УТЦ БАЭС Дмитрий Кондрашов.

НАПОМНИМ

Первая в этом году внеплановая остановка работы энергоблока №4 с реактором БН-800 произошла 12 июля. Тогда на станции остановку объяснили изменением характеристик конденсатора, встроенного в выключатель турбогенератора. Отклонений от пределов и условий безопасной̆ эксплуатации не было. Вторая остановка произошла утром 19 августа – энергоблок был остановлен автоматикой. Причиной послужило ложное срабатывание одной из защитных систем.

– Ситуации, создавшиеся этим летом, нельзя назвать нештатными. Это нормальная работа систем безопасности на всех атомных блоках. Любые ситуации, выходящие из рамок штатного процесса, находятся под контролем. Если что-то в процессе работы идёт по ложному пути или неправильно, системы безопасности срабатывают автоматически. Самый консервативный подход – заглушить атомный реактор. К такому персонал станции готов, – пояснил корреспонденту «Облгазеты» заместитель главного инженера по безопасности и надёжности БАЭС Валерий Шаманский. – Какие бы ни случились на блоке ситуации, они никогда не приводят к выходу радиоактивности наружу и облучению персонала.

Единственный в мире

Со временем тренажёрный парк Белоярской АЭС расширился. В 2000 и 2012 годах в тренировочном зале появились аналитические тренажёры реакторов БН-600 и БН-800 (расположен в энергоблоке №4). А самое значительное обновление произошло в середине августа 2019 года, когда в учебном центре заработал полномасштабный тренажёр, в точности копирующий пункт управления реактором БН-800. Работа по его созданию велась в течение 7 лет. Кстати, часть оборудования для тренажёра изготовили на Уральском электромеханическом заводе.

Белоярская АЭС, тренажер управления энергоблоком  БН-800
Тренажёр БН-800 (фото № 1) идентичен реальному пункту управления энергоблоком (фото № 2).Повторяются состав и расположение экранов, рабочих мест оперативного персонала с телефонными аппаратами и компьютерными мышками. Здесь даже стены окрашены в тот же цвет. Фото: Галина Соколова

– Полномасштабный тренажёр по быстрым натриевым реакторам – единственный в России. Каждая станция имеет полномасштабные тренажёры для реакторов ВВЭР (водно-водяной энергетический реактор) и РБМК (реактор большой мощности канальный), но вот по БН – единственный, – подчеркнул Дмитрий Кондрашов.

Кстати, блочные пульты управления реакторами ВВЭР, по сравнению с БН, выглядят гораздо скромнее, и количество сотрудников смены – меньше.

– Во время тренировки на данном тренажёре отрабатываются все нештатные ситуации, которые могут возникнуть на пункте управления реактором, а персонал отрабатывает коммуникационное взаимодействие сотрудников смены. В целом слаженная работа вахты – это большой труд и важная составляющая в обеспечении безопасной работы сложного оборудования. Каждый месяц полным составом вахта проходит здесь порядка 4–5 тренировок. Кроме того, проводятся теоретические занятия, занятия с психологами, занятия по самоконтролю, – рассказал начальник смены энергоблока №4 БАЭС Андрей Смелов.

Международное признание

Ежегодно работники станции должны отработать на тренажёре около 100 часов, чтобы быть готовыми к любой нештатной ситуации. Приступая к занятиям, они не знают, с чем им придётся столкнуться.

– Предусмотрен именно такой формат наблюдения за действиями персонала на тренажёре. Мероприятие растягивается примерно на три часа. Сценарий формируют эксперты Всемирной ассоциации операторов (ВАО АЭС). Сотрудники не знают, что их ждёт, – рассказал Дмитрий Кондрашов.

Кстати, ещё на этапе испытаний тренажёра Учебный центр БАЭС посетили специалисты МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и ВАО АЭС. Зарубежные коллеги, повидавшие достаточно много тренировочного оборудования для АЭС, признали, что полномасштабный тренажёр БН-800 является на сегодня одним из лучших в мире.

Для атомной энергетики тренажёр представляет особый интерес и по другой причине. Реактор БН-800, прототипом которого он является, и реактор БН-600 – уникальны. С начала нынешнего десятилетия Россия осталась единственной страной, использующей реакторы на быстрых нейтронах. В 2009 году был остановлен французский реактор на быстрых нейтронах «Феникс». Год спустя на неопределённый срок был отложен перезапуск подобного агрегата «Мондзю» в Японии.

А НЕ «БАБАХНЕТ» ЛИ?

В связи с последними событиями на просторах Интернета начали распространяться слухи, что Белоярская АЭС может повторить судьбу Чернобыльской, но от местных жителей это скрывают. Дабы снизить градус паники, «Облгазета» пообщалась со специалистами, которые пояснили, что к аварии в Чернобыле привели дефекты конструкции системы аварийной защиты, вместо остановки реактора вызвавшие его разгон, и ошибочные действия персонала. На Белоярской АЭС используется совсем другой тип реактора, с другой системой защиты. В отличие от реактора ЧАЭС тут используется жидкий натрий, а не вода под высоким давлением. Так что разгон и тепловой взрыв невозможны в силу конструкции.

Также невозможен на БАЭС и японский сценарий аварии. Не только потому, что цунами в Свердловской области быть не может, но и потому, что третий и четвёртый энергоблоки рассчитаны на то, что в случае полного обесточивания они смогут сами себя охлаждать до безопасного уровня. Поэтому, если электроснабжение прекратится, а резервное не включится, реакторы не расплавятся.

Конечно, раз в мире осталось два действующих реактора такой мощности, есть соблазн представить, что и случиться с ними может что-то, чего ещё нигде не было. Но на самом деле они строились с учётом многолетней практики строительства и успешной эксплуатации реакторов подобного типа. Начиная с 1950-х годов в СССР и затем в России работали реакторы БОР-60 и БН-350. Поэтому технология в целом освоена, и речь скорее идёт о доведении её до приемлемых экономических показателей. В проекте БН-800 учтены и исключены возможности повторения сценариев и чернобыльской, и фукусимской аварий.

  • Опубликовано в №165 от 12.09.2019 под заголовком «Укротители «злых» нейтронов»
Областная газета Свердловской области