Эффективно ли закрывать неэффективные вузы?

Письмо с просьбой прекратить набор абитуриентов в свои филиалы получили три екатеринбургских вуза. После того как появился список неэффективных вузов, резко уменьшилось количество абитуриентов, желающих туда поступить. Фото Сергей Доля.

Письмо с просьбой прекратить набор абитуриентов в свои филиалы получили три екатеринбургских вуза. После того как появился список неэффективных вузов, резко уменьшилось количество абитуриентов, желающих туда поступить. Фото Сергей Доля.

С сентября прошлого года более двухсот российских вузов, которые Рособрнадзор признал неэффективными, лишились своих лицензий на право ведения образовательной деятельности. В числе потенциальных претендентов ещё тысяча высших образовательных учреждений, не прошедших последнюю проверку качеством (полный перечень можно найти на официальном сайте Минобрнауки РФ). Больше всего претензий к филиалам крупных вузов, требования к которым предъявляют такие же, как и к их прародителям. Такой конкуренции они зачастую не выдерживают, и их предлагают ликвидировать. Но для многих небольших городов подобные отделения — единственный способ удержать молодёжь на малой родине.

Перед началом нынешней приёмной кампании министр образования и науки России Дмитрий Ливанов рекомендовал 60 российским вузам прекратить набор абитуриентов в свои филиалы. Подчёркиваем, рекомендовал. Если раньше Минобрнауки признавало высшее учебное заведение неэффективным и нуждающимся в реорганизации, то исполнение этого предписания было обязательным. Теперь же ведомство будет только лишь выявлять вузы, которым необходимо повысить свою эффективность.

Право закрывать их, объединять с другими или оставлять всё, как есть, отныне — переходит учредителю (ректорату главного вуза). Однако две недели назад Дмитрий Ливанов выступил с очередным заявлением о том, что филиалы могут работать лишь в том случае, если в них ведётся образовательная деятельность на таком же уровне, что и в головном корпусе.

Иначе подобные отделения непременно стоит закрыть. Также министр предупредил, что если неэффективные филиалы не будут закрыты, то ректоров могут вновь не назначить на их пост. В общем, свободы столько, что не продохнуть.

Филиал УрФУ в городе Невьянске — один из тех, куда Минобрнауки порекомендовало прекратить набор абитуриентов в нынешнем году. Несмотря на это, руководство вуза решило рекомендацию проигнорировать. Но слухи о неэффективности невьянского отделения быстро разошлись по городу и ближайшим населённым пунктам, тем самым нанеся удар по репутации образовательного учреждения.

— Количество абитуриентов, подавших документы, по сравнению с прошлым годом снизилось в три раза, — рассказывает директор филиала Любовь Замятина. — Мы не то отделение, которое рационально закрывать. У нас 80 процентов специальностей — технические. На местных предприятиях трудятся одни наши выпускники: и в качестве руководителей, и в качестве работников. Если прикрыть филиал, то в городе наступит кадровый голод. Из мегаполисов к нам всё равно никто не поедет, а потенциальные кадры, наоборот, будут утекать.

Предприятий, где необходимы рабочие руки, в Невьянске действительно хватает. Из крупных: машиностроительный завод, завод по производству сухих строительных смесей. Также в скором времени обещают построить птицефабрику и кирпичный завод. В общем, для выпускников местного отделения УрФУ работа всегда находится, и они пока не стремятся уезжать с родины.

— Это очень удобно, когда под рукой есть образовательный центр, где рабочие могут повысить свою квалификацию или полностью переучиться, — рассказывает представитель завода по производству сухих строительных смесей Юлия Михайлова. — Очень многие сотрудники нашего предприятия именно так и делают: работают и попутно учатся. Та же ситуация с молодыми студентами: некоторых мы брали на практику, присматривались, если не ленивый, то устраивали к себе.

В топ-60 попали и другие филиалы УрФУ: в Серове, Ноябрьске, Красноуральске. Там тоже преимущественно готовят технарей для местного производства и тоже разводят руками, отвечая на вопрос: откуда будут браться рабочие кадры?

— Я окончил невьянский филиал в прошлом году, — рассказывает программист Александр Крутиков. — Почему его пытаются ликвидировать, не понимаю. У меня много знакомых, которые учились в главном корпусе УрФУ в Екатеринбурге на той же специальности, что и я. Особенного отличия в знаниях я не вижу. Всё же зависит от студента, а не от преподавателя и оборудования. Если человек хочет учиться и развиваться, то сможет достигнуть желаемого и в ПТУ.

Действительно, получить рабочую профессию можно и в средних специальных образовательных учреждениях, которые пока никто не трогает и неэффективными не признаёт. Но что делать с гуманитарным образованием? Учебных заведений этого профиля в чёрном списке навалом. Откуда, к примеру, возьмутся учителя в школах Каменска-Уральского, если филиал УрГПУ в этом городе к 2017 году могут закрыть? Приедут из Екатеринбурга? Сомнительно.

– В Екатеринбурге, да и других крупных городах уровень жизни выше. Молодёжь оттуда обычно не возвращается, — объясняет директор филиала УрГПУ в Каменске-Уральском Юлия Коган. — В моногородах сейчас очень остро стоит вопрос молодых кадров. Старший персонал стареет, а смены практически нет. Наш филиал и создавался с целью удержания молодёжи в городе. Большинство наших студентов — выпускники местного педагогического колледжа, которые начинают работать и одновременно получают высшее образование. Есть и выпускники школ, но их не так много. Это те дети, которые точно намерены остаться в городе, или чьи родители не в силах содержать их в Екатеринбурге.

Редакция «НЭ» решила найти нескольких студентов екатеринбургского УрГПУ, которые поступили сюда из небольших областных городов, и спросить, собираются ли они по окончании университета вернуться на малую родину и преподавать в местных школах?

— Когда я ехала сюда из Артёмовского, я так и планировала, — отвечает будущий преподаватель русского языка и литературы Анастасия Сазонова. — Но, прожив три года в Екатеринбурге, возвращаться уже совсем не хочется. К хорошему быстро привыкаешь. Тем более у меня здесь молодой человек, и он точно обратно не отпустит.

Подобное мнение выразили и остальные студенты: Анастасия Аныгина из Волчанска уже нашла себе рабочее место в уральской столице, а ивдельчанин Александр Чирков учителем вообще быть передумал и теперь мечтает о собственном бизнесе. Получается, что Артёмовский, Волчанск и Ивдель уже лишились трёх потенциальных педагогов.

В СССР существовала практика работы по распределению, то есть выпускник вуза был обязан два-три года отработать там, куда его отправляла специальная комиссия, и только после этого мог сменить работу. Дефицита рабочих кадров на периферии не было. Сегодня у молодёжи полная свобода выбора. И способов удержать их в родных городах становится всё меньше.

Областная газета Свердловской области