«Пишущих стихи хватало во все времена, а поэтов всегда было мало…»

Александр Костарев (на фото) не репетирует свои публичные чтения стихов. Говорит, что важнее донести до слушателя суть, а не актёрскую игру. Фото: vk.com

Александр Костарев (на фото) не репетирует свои публичные чтения стихов. Говорит, что важнее донести до слушателя суть, а не актёрскую игру. Фото: vk.com

Молодой екатеринбургский поэт Александр Костарев хорошо знаком тем, кто интересуется уральской поэзией. Его стихи можно встретить на страницах литературного журнала «Урал», он регулярно выступает на различных поэтических вечерах, а в прошлом году стал лауреатом Международного Волошинского конкурса в номинации «Рукопись неопубликованной книги». В качестве приза Саше предложили издать подборку его стихов тиражом 400 экземпляров. На днях он презентовал свой сборник и рассказал «НЭ», почему для поэта важно выпустить собственную книжку.

Как и большинство подростков, стихи Саша начал писать в старших классах. Во всём «винит» поэтов Серебряного века — особенно Мандельштама — и свою учительницу литературы Анастасию Владимировну Глушко, которая и привила подростку любовь к поэзии. Правда, после выпускных экзаменов технарь-практик в молодом человеке (учился Костарев в классе с научным уклоном) взял верх над гуманитарием-романтиком, и Саша поступил на химический факультет бывшего УПИ. Но спустя год он уже отправлял свои стихи на творческий конкурс в Литературный институт имени Горького в Санкт-Петербурге. Не вынесла душа поэта всех этих формул, таблиц, решений.

— Во мне до сих пор жива обида на Литинститут, — вспоминает Александр. — Оттуда я получил два письма: в первом говорилось, что меня приняли на учёбу, а во втором, которое пришло на неделю позже, сообщалось, что могут зачислить только на заочку. Мне это не подходило, и я как-то спонтанно поступил на философский факультет бывшего УрГУ.

— А почему не филологический?

— На филфаке изучают историю литературы, учатся её анализировать, но не писать. Мне не хотелось углубляться во все эти филологические тонкости, поэтому я постарался миновать этот факультет и в то же время найти что-то, максимально завязанное на литературе. Оказалось, что с философским я не прогадал, помимо меня там училось очень много ребят, увлекающихся поэзией.

— С чего начались твои публичные выступления?

— В 2008 году я открыл для себя екатеринбургского поэта Бориса Рыжего. Я и не думал, что автор такой величины ещё совсем недавно жил в нашем городе. В Интернете я нашёл электронную почту его друга — Олега Дозморова, тоже поэта, которому он посвятил один из своих стихов. Я написал ему письмо, в котором попросил посмотреть мои стихи и дать оценку: это плохо или очень плохо. Так у нас завязалась переписка. Он рассказал мне о поэтических мероприятиях, которые проходят в Екатеринбурге, и посоветовал посетить несколько. Одно из них называлось СЛЭМ – это соревнование между поэтами в чтении собственных стихов. Судьи — случайные зрители из зала, которым раздают таблички с оценками. Подобные турниры — это отличная школа для молодых авторов.

— Тебе не кажется, что молодых поэтов сегодня стало крайне много?

— Нет. Поэтов всегда было мало, а вот людей, пишущих стихи, хватало во все времена. Сейчас просто очень легко опубликовать свои стихи в Интернете: взял и «ляпнул» что-нибудь на своей страничке в «ВКонтакте» или на сайте Стихи.ру. Я вспоминаю этот сайт образца 2008–2009 годов, там были авторы, которые мне нравились, и которых я с удовольствием читал, но потом ресурс превратился в настоящую помойку, где теперь крайне сложно отыскать что-нибудь действительно стоящее.

— А для поэта важно публиковаться в авторитетных журналах?

— Мне кажется, это нужно делать, потому что плохо вариться в собственном соку, когда тебя никто не читает. Ещё раз повторю: нельзя научиться поэзии на филфаке или в литературном институте, зато можно научиться ей, общаясь со знающими людьми, читая других авторов и заочно учась у них. Когда ты опубликовался, скажем, в том же «Урале», вокруг тебя создаётся живая среда, где ведутся споры. Если бы я не получал определённых советов в своё время, то мои стихи сегодня больше походили бы на какую-то самодеятельность.

— Публиковаться в журнале одно дело, а зачем издавать собственные сборники стихотворений?

— Книжка — это артефакт. Сами по себе стихи — это не материальная вещь, а тут их как бы можно подержать в руках, потрогать, увидеть плоды своего творчества. К тому же сборник — это определённый рубеж для какой-то части твоих произведений. Другими словами, им уже не нужно постоянно искать место в журналах по соседству с другими авторами. Они обрели свою форму и их можно отпустить.

— Лично тебе кто-нибудь импонирует из современных молодых поэтов?

— Если называть ребят из Екатеринбурга, то могу выделить Кирилла Азёрного, Руслана Комадея, Александра Вавилова, Лёшу Кудрякова, Комарова Костю, Ярославу Широкову. И это далеко не все талантливые ребята, которые живут рядом с нами.

Областная газета Свердловской области