Самая известная регги-группа России отпраздновала своё 10-летие в родном Екатеринбурге

По словам Оли Маркес, музыка в её жизни больше для души, нежели  для заработка. Работает исполнительница тренером по йоге. Фото: Алина Пязок.

По словам Оли Маркес, музыка в её жизни больше для души, нежели для заработка. Работает исполнительница тренером по йоге. Фото: Алина Пязок.

Название «Alái Óli» было взято из сказки солистки Ольги Маркес «Железный лев». По версии певицы, в потустороннем мире эта фраза означает «нести позитив». В одном из интервью Ольга уточняет, что название группы заимствовано из амхарского языка

Регги – далеко не самый популярный музыкальный жанр в нашей стране. Однако и в этой музыке у нас есть такие исполнители, которых слушают даже те, кто относится к направлению скептически. Пожалуй, самый яркий пример – екатеринбургская регги-группа «Alai Oli», музыканты которой, правда, вот уже пять лет живут в Санкт-Петербурге. Живые выступления этой команды всегда собирают полные залы по всей России. Недавно группа отметила 10-летний юбилей большим сольным концертом в родном Екатеринбурге – послушать и поздравить земляков пришло около трёх тысяч человек.

Досье «НЭ»

«Alai Oli» – екатеринбургская регги-группа, которую в 2004 году собрала Ольга Маркес (Уфимцева). Фамилией известного писателя Оля подписывала свои тексты, будучи студенткой журфака бывшего УрГУ. Позднее она решила псевдоним сделать своей настоящей фамилией. Летом 2009 года Ольга с группой переехала в Санкт-Петербург, где живёт до сих пор. Некоторое время у девушки была наркозависимость, от которой она смогла излечиться. Сейчас у Ольги Маркес есть муж и маленький сын, которого она родила в прошлом году.

Сегодня группа ездит в гастрольные туры, участвует в главных музыкальных фестивалях страны, её группу приглашают выступить на разогреве у культовых регги-исполнителей, например, таких, как Ману Чао и Ли Перри.

По телевидению и в публикациях «Alai Oli» всё чаще стали называть питерской группой. Однако родилась солистка группы Оля Маркес в Екатеринбурге. Здесь же в 2009 году окончила факультет журналистики бывшего УрГУ. Здесь же создала группу и начала выступать. В своём телефоне Оля показывает мне несколько роликов, которые были сняты ещё в начале 2000-х годов: на видео худенькая девочка школьного возраста в одежде на несколько размеров больше собственного с дредами на голове под гитару исполняет свои первые регги-песни на улице.

– Писать песни и исполнять их я начала ещё до появления группы. Например, это видео было сделано в 2003 году, – вспоминает Оля. – Всё начиналось с посиделок с гитарой в компании друзей, потом – квартирники для всех желающих, уличные концерты и, наконец, первое живое выступление первым составом «Alai Oli» в одном клубе Берёзовского, которое мы и решили взять за отправную точку группы.

– С какими трудностями пришлось столкнуться, когда только начинали играть?

– Нехватка музыкантов. Потому что когда у тебя неизвестная группа, никто не хочет с тобой репетировать, играть. Первые несколько лет нашим барабанщиком был папа нашего бас-гитариста. За 10 лет сменилось 12 гитаристов. Сейчас, когда мы уже чего-то добились, музыканты сами хотят у нас играть, присылают мне просьбы о прослушивании.

Другая проблема – деньги на запись. На самом деле концерты – это всего 10 процентов успеха. Молодым группам надо записываться, чтобы их слушали и оценивали.

– Оля, расскажи, сколько лет тебе было, когда ты увлеклась музыкой?

– Перед моим четвёртым днём рождения я сильно болела. Папа тогда был безработным, и чтобы сделать мне сюрприз, он ночами «бомбил» на своём стареньком «запорожце». В итоге он купил мне музыкальный проигрыватель и кучу пластинок со сказками, в которых звучало очень много мелодий, песен. Я лежала в кровати и днями напролёт их переслушивала. Думаю, именно это повлияло на мою любовь к музыке.

– Ваша группа играет регги. Этот жанр больше ассоциируется с чернокожими исполнителми из солнечной Ямайки или Африки, где он и зародился, а вот ваше место рождения никак не вяжется с этим направлением.

– По-настоящему я полюбила эту музыку, когда услышала группу «Комитет охраны тепла». В их песнях есть именно русская тоска, ощущение своих корней, боль. Это было что-то очень светлое и понятное. Мне захотелось сделать что-то подобное.

– В группе все тексты песен ты пишешь сама. Откуда черпаешь сюжеты?

– Очень часто помогают книги. Есть то, чего в этом мире больше никогда не увидеть, не узнать. И если ты не читаешь книги, то ты просто слеп. Не узнаешь прошлое, взгляд других творческих гениальных людей на этот мир. Если вы будете воспитывать ваших детей, то пусть они хоть из-под палки, прикованные к батарее, но читают Джека Лондона, Жорж Санд, Александра Дюма и прочих.

Мой папа ещё в начальной школе принёс мне книгу Крапивина. Она была такой толстой, что мне казалось, я никогда её не прочитаю. Но папа сказал, что «ногой запихает». И я до сих ему пор благодарна.

– Почему многие музыкальные группы стремятся перебраться в Москву или Петербург?

– Это мало связанно с мечтами о быстрой популярности, которая вдруг настигнет их в одной из столиц. К 2009 году мы начали активно гастролировать, а добираться до большинства городов из Екатеринбурга было крайне неудобно и затратно. Друзья-музыканты порекомендовали переехать в Питер, откуда совершать поездки намного проще. Кроме того, в Петербурге очень много профессиональных студий звукозаписи, а в столице Урала их практически нет.

– Был такой момент, когда ты почувствовала, что группа стала популярной?

– В 2009 году произошёл забавный случай. Я только-только начала встречаться с молодым человеком, который ещё не знал, что я музыкант. Сидим мы, значит, с ним в одном кафе в Петербурге и вдруг подходит официант и просит у меня автограф. И в этот момент я подумала про своего спутника: «Теперь ты понял, с кем встречаешься» .

А если серьёзно, то популярность – не совсем подходящее для нас слово. Люди периодически узнают участников группы на улице, улыбаются, проходя мимо, могут сказать что-нибудь приятное, пожать руку. Без всякого фанатизма.

– Ваша группа выпустила четыре студийных альбома, все они доступны для свободного скачивания на вашем официальном сайте. Считаете, что продажа дисков – невыгодное занятие?

– На них много не заработаешь. Уже спустя 10 минут после выхода альбома на физическом носителе пираты сливают его в Интернет. К этому привыкли уже все музыканты, поэтому выпускают диски лишь для истинных ценителей своего творчества или коллекционеров. Вы же не думаете, что кто-то сегодня слушает с них музыку, когда есть Интернет. Чаще всего их аккуратно ставят на полочку и любуются.

– Последний альбом у вас вышел в 2012 году. Когда ждать новый?

– Он почти готов. Мы планировали выпустить его к 10-летию группы, но не успели обработать материал до начала тура, поэтому ждите в ближайшее время.

– Выступления в Екатеринбурге считаешь особенными?

– Да. Концерты в других городах проходят по принципу: вокзал, автобус, кафе, гостиница, клуб, вокзал. Спроси нас, так мы ничего не расскажем о большинстве мест, где успели выступить, потому что на экскурсии и ознакомительные прогулки просто нет времени. А Екатеринбург я знаю как свои пять пальцев, поэтому ощущения от приезда сюда совсем иные – более тёплые. Тут живут мои родители, родственники, друзья. Я всегда безмерно рада всех видеть. Они обязательно приходят к нам на концерт. Выступать перед такой публикой, естественно, намного волнительнее, но когда со сцены я вижу их улыбки, слёзы радости, то у меня внутри всё переворачивается.

Областная газета Свердловской области