Игра уральского масштаба

Ирина Росинская, начальник центра медиаобразования Дворца молодёжи. Фото: Александр Зайцев.

Ирина Росинская, начальник центра медиаобразования Дворца молодёжи. Фото: Александр Зайцев.

В этом году интеллектуальной программе для детей и подростков «Уральская игра» на телеканале ОТВ исполняется четыре года. Еженедельно в ней обсуждают уральскую литературу, историю, географию, новости и многое другое. О том, как создавалась программа и какое влияние она оказывает на свердловских детей, «НЭ» выяснила у основателя «Уральской игры», начальника центра медиаобразования Дворца молодёжи Ирины Росинской.

— Ирина, откуда появилась идея создания этой программы во Дворце молодёжи?

— Идея пришла, когда я ещё работала на ОТВ. Так получилось, что замыслу было суждено осуществиться, когда я перешла работать во Дворец молодёжи. Куратор программы патриотического воспитания в министерстве образования Баженова Валентина Леонидовна стала нашим «ангелом-хранителем», она нас очень поддержала, увидев в игре большой потенциал и поняв, что это и есть современный подход к патриотическому воспитанию. Наша программа отличается от всех остальных тем, что в ней удачно совмещаются и неформальные темы, и традиционное краеведение.

— Кто смотрит «Уральскую игру»? И сколько ребят принимают участие?

— Если доверять официальным рейтингам, то аудитория каждой программы составляет около 50 тысяч человек. Её смотрят и школьники, и учителя, и просто люди, которым интересен Урал. Популярность игры мы ощущаем «кожей», потому что практически еженедельно выезжаем на съёмки «виртуальных» команд в область и видим, что «Уральскую игру» знают, её смотрят, в ней хотят принимать участие. А вообще за четыре года в проекте приняли непосредственное участие около 1,5 тысячи старшеклассников. В каждой программе в студии играют две команды по 5 человек, при этом одна команда, так называемая «виртуальная», записывается заранее. Сегодня команды из области буквально стоят в очереди, чтобы принять участие в игре.

— Какие изменения происходят в самой программе, и как меняются дети, участвующие в игре? Заметен ли их творческий и интеллектуальный рост?

— Программа меняется каждый год. Сначала мы приглашали ребят из школ с высоким уровнем сдачи ЕГЭ. Но потом поняли, что ориентироваться надо не только на это. Выпуск удаётся не тогда, когда дети знают ответы на все вопросы или, наоборот, ни на один, а когда есть баланс. После первого сезона мы решили приглашать детей из школ, где есть хорошие педагоги, которые занимаются с учениками краеведением. Впоследствии создали «Клуб «Уральской игры» на базе Дворца молодёжи, сейчас в него входят девять команд. Кроме того, у нас изменились правила игры, они стали более «спортивными»: разыгрывается отборочный тур, четверть-финал и так далее.

— Меняется ли отношение к Уралу у участников программы?

— У детей повышается интерес к истории края. Они больше обращают внимание на мемориальные доски, памятники, скульптуры. Дети теперь оглядываются по сторонам, искренне интересуются своим регионом. А мы стараемся делать вопросы неформальными, непривычными, чтобы они не напоминали текст учебника.

— В конце февраля губернатор Свердловской области подписал указ об утверждении стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года. Можно ли говорить о том, что проект «Уральская игра» как носитель бренда «Урал» соответствует этой концепции?

— Безусловно, эта мысль о более глубоком познании родного края витает в воздухе уже давно, и Евгений Куйвашев её активно поддерживает. Наша программа как нельзя лучше совпала с этой стратегией. Тем более что сейчас интерес к Уралу — это модно: многие стали ходить в футболках с изображением Бажова, интересоваться историей и культурой региона не для галочки и не для хорошей оценки в дневнике…

— Как дети и их педагоги готовятся к игре?

— Они подходят очень основательно. Например, в прошлом сезоне участвовала учительница из екатеринбургского лицея №130, и если темой программы была уральская медицина, то она несколько раз водила детей в музей медицины или ездила с ребятами другой город, чтобы глубже исследовать суть какого-то вопроса. Таких серьёзных и увлечённых участников у нас много.

— Какие темы наиболее интересны участникам «Уральской игры»?

— Всегда получается так, что каждый человек в команде — специалист в своей области. Кто-то силён в географии, кто-то в истории или искусстве. Однако, по моим наблюдениям, самая сложная для современных детей тема — это литература…

— За 4 года было «сыграно» множество разных тем. Наверняка сложно поддерживать постоянный интерес участников и телезрителей. Не исчерпалось ли количество тем, и какие ещё страницы из жизни Урала предстоит узнать школьникам?

— Конечно, непросто. В один момент казалось, что про всё уже сыграли. Но мы нашли выход и обратились к сегодняшнему дню, например, к новостям из современной жизни Урала, говорим о технологиях связи, технических достижениях региона и т.д.

Областная газета Свердловской области