Выпускники коррекционных школ вынуждены выбирать себе профессию из крайне ограниченного числа вариантов

Хоть коррекционное обучение оставляет не так много вариантов для выбора, свободные дороги всегда есть. Фото Алексея Кунилова.

Хоть коррекционное обучение оставляет не так много вариантов для выбора, свободные дороги всегда есть. Фото Алексея Кунилова.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Для некоторых ребят по причине нездоровья двери общеобразовательной школы закрыты. У них есть выбор: оставаться на домашнем обучении или идти учиться в специальную коррекционную школу. В первом случае к школьнику домой два раза в неделю будет ходить учитель. Во втором — ученик будет ежедневно посещать учебное заведение, получать знания, общаться с одноклассниками, но всё равно никогда не узнает таких предметов, как алгебра, физика, химия и английский язык.

Бывает и так, что ученик без проблем со здоровьем учится в общеобразовательной школе, но знания получать не хочет. Его также могут перевести в коррекционную школу, где учиться ему будет гораздо легче.

У меня есть проблема со здоровьем, и мама отправила меня учиться в специальную коррекционную школу. Я даже не училась в обычной школе, хотя такая возможность была. Сейчас я в седьмом классе, учусь на отлично, но чем я буду заниматься после выпускного — большой вопрос.

В коррекционной школе мы получаем профессии, но их круг не велик — можно стать штукатуром-маляром, плотником, швеёй или садоводом. Мальчики идут работать по этим профессиям, не задумываясь, а вот девочки в сомнениях. Некоторые из них не могут быть швеями, потому что на уроках они готовили, а не шили. Если они получат профессию садовода и в городе не найдут вакансий, то им придётся торговать овощами, фруктами или цветами в незаконно стоящих ларьках...

Мария ПРОТОПОПОВА, 14 лет, г. Алапаевск.

Когда старшеклассник заканчивает общеобразовательную школу, он может выбирать себе профессию из довольно большого перечня. Для выпускников коррекционных учебных заведений этот выбор сужается. Ещё в школе эти ребята осваивают трудовые профили, по которым начнут работать, когда выйдут во взрослую жизнь. Что это за профессии, и находят ли выпускники в них себя — мы попытались разобраться, побывав в екатеринбургской специальной коррекционной образовательной школе № 73.

Здесь учатся дети с лёгкой, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Пройдя через калитку, попадаешь в обычный школьный двор со спортивными снарядами и песочным футбольным полем, видишь улыбающихся педагогов. В школе поддерживается дисциплина, все ученики ходят в форме, что, кстати, даже не в каждом общеобразовательном учреждении встретишь. Только названия кабинетов называются необычно: «русского языка» — «письмо», вместо «алгебры и геометрии» — «математика», вместо «литературы» — «чтение».

— У наших ребят особенная программа обучения. За девять классов они проходят курс начальной школы. Затем к этим предметам добавляются основы географии, истории, обществоведения. Мы делаем всё, чтобы ребятам было интересно учиться и стараемся их не нагружать, — поясняет директор школы Ольга Плетенецкая.

В школе 175 учеников, классы сформированы в зависимости от уровня успеваемости, в каждом из них от пяти до 12 человек. К каждому ученику — индивидуальный подход. Многие ребята живут в неблагополучных семьях и педагогически запущены. Их относят к группе риска и соответственно уделяют больше внимания. Сейчас в школе 23 таких ученика.

По словам директора, родители совершают огромную ошибку, если боятся отправлять своё дитя в коррекционное учреждение и отдают в общеобразовательную школу. Но обычно к пятому классу взрослые понимают, что их ребёнок не справится с учёбой. И после нескольких медицинских тестов, когда врачи уверены в диагнозе, родители делают выбор в пользу специальной школы.

Помимо образования, ученики здесь получают и трудовые навыки. У старших классов 12 часов в неделю — обучение трудовым дисциплинам. Среди профилей: садоводство, столярное, слесарное, швейное, штукатурно-малярное дело, обслуживание. Окончив школу, выпускники продолжают обучение в учреждениях начального профессионального образования по тем специальностям, которые изучали. Выбор, конечно, не велик, но, чтобы расширить список рабочих профилей, нужно оборудовать новые классы, на это пока нет средств. Но, по словам директора, то, что есть сейчас — это уже очень многое.

Единственный способ получить более престижное образование — подтверждение от врачей, что ребёнок может учиться в школе для детей с замедленным психическим развитием. Для ребёнка,закончившего учебное заведение такого типа, круг возможных профессий расширяется.

Для подростков, которые после девятого класса не смогли поступить в училище, созданы 10, 11, 12 классы.

— Также туда обычно идут ребята, которые пришли в нам школу позже, чем должны были, а также ученики со слишком тяжёлой степенью отсталости. Таким ребятам потом бывает труднее найти работу, — уточняет директор.

В мастерской, где ученики занимаются столярным делом, когда мы пришли, работало пять учеников. Среди них — один из самых успешных учеников школы — Саша Калиничев. Ему 15 лет, сейчас он учится в 8-м классе. В коррекционную школу он перешел из школы № 63, проучившись в ней всего лишь год. По словам Саши, здесь ему стало намного проще учиться, теперь он получает только четвёрки и пятёрки. К тому же, здесь Александр может активно заниматься спортом. В школе есть секции по волейболу, бадминтону, футболу... Но больше всего ему нравится фигурное катание. Саша ездил в Санкт-Петербург на Всероссийские соревнования по фигурному катанию среди коррекционных школ и занял там первое место. Его взяли в сборную России и теперь он готовится к мировому первенству, которое пройдет в Корее. Он усиленно занимается хореографией и с нетерпением ждет наступления холодов, когда сможет выйти на лёд — его зальют во дворе школы. Фигурист уже определился со своей будущей специальностью, он станет штукатуром-маляром. Ещё он очень хочет продолжать профессионально заниматься спортом, но у коррекционной школы нет задачи воспитать профессиональных спортсменов.

— Спортивные кружки — это лишь ещё один способ адаптации. Спорт развивает в мальчике трудолюбие, стремление к победе. Делом жизни это увлечение вряд ли станет. Но наши выпускники в будущем живут такой же полноценной жизнью: находят себе вторую половинку, ездят на отдых, работают.

В областном техникуме дизайна и сервиса, куда поступают выпускники коррекционных школ на специальность швеи, рассказали, что действительно большинство их учеников находят себе работу после выпуска. В прошлом году техникум окончили 13 человек, прошедших коррекционный курс, и восемь из них трудоустроились. Из тех пяти студентов, что не нашли работу, одна выпускница пошла учиться на парикмахера, другая ушла в декрет. Огромное значение имеет то, как студенты показывают себя на практике. Обычно ученики техникума идут работать именно туда, где они уже успели себя зарекомендовать. А значит, социум их принимает, и ситуация, в которой оказываются ребята из коррекционных школ, не такая уж безвыходная.

Важно

В коррекционных школах учатся ребята, у которых есть проблемы со здоровьем. Такие учебные заведения бывают нескольких видов, в зависимости от диагноза учеников. В коррекционных школах учатся по облегчённой программе, но аттестат, который выдаётся по окончанию большинству из них не позволяет продолжить обучение в вузе.

Областная газета Свердловской области