Кому и зачем нужны кроссворды

Решение кроссвордов развивает эрудицию, память и трудолюбие — это неоспоримый факт. На протяжении десятилетий одним из лучших способов скоротать время или просто отдохнуть после трудного дня был кроссворд. Однако сейчас эти головоломки не так популярны, как раньше, особенно среди молодёжи. Даже в поезде, где решение кроссвордов — это традиция, всё реже можно заметить людей, задумчиво вглядывающихся в клеточки. Единственным местом, где подростки ещё могут столкнуться с кроссвордами — это на уроках в школе. В учебных заведениях преподаватели часто обычным тестам предпочитают головоломки, несмотря на то, что составлять их труднее. Но как бы ни старались старшие привлечь подростков к традиционному виду досуга, результат пока что незначителен.

Александра ЛАВРУШИНА, первокурсница УрФУ, окончила школу № 9 в Берёзовском:

—На уроках истории, обществознания, литературы учителя постоянно давали задания, связанные с кроссвордами. Я не считаю такие упражнения полезными, потому что вопросы в кроссвордах часто попадаются трудные, и без помощи не обойтись. Ребятам не хочется думать, сразу начинают заниматься поиском информации в Сети. К тому же я не думаю, что парочка отгаданных слов поможет усвоить тему.

Кроссворды хороши для развития эрудиции, и я не против поразгадывать их вне школьной программы. Например, когда еду в автобусе. Но случается это крайне редко. Если в детстве интерес к подобным упражнениям был высок, то сейчас он угас. Вот бабушка у меня обожает попотеть над клеточками.

Среди моих друзей есть те, кто разгадывают кроссворды, если делать совсем нечего, либо берут кроссворды в дорогу. Хотя чаще от скуки они спасаются с помощью mp3-плеера.

Молодёжь не сильно увлекается кроссвордами, так как у них не хватает эрудиции чтобы ответить на многие вопросы. Вместо чтения книг ребята предпочитают посиделки в социальных сетях и прогулки. К тому же подростки неусидчивы, а чтобы разгадать кроссворд, нужно терпение.

Юлия ПОТАПОВА, учитель русского языка школы № 1 Камышловского городского округа:

—Я уже 13 лет работаю со школьниками. Все эти годы использовала для обучения детей кроссворды. Они действительно очень полезны для учеников, таким образом ребята намного лучше усваивают материал.

Большую роль играет азарт, который возникает в процессе разгадывания кроссворда. Когда есть возможность угадать слово, ответив на несколько других вопросов, остановиться уже трудно. Ещё я даю детям возможность работать в группах, и они начинают соревноваться между собой. В игре им легче запомнить нужные слова.

Ученикам обычно приходится угадывать различные термины по темам, которые мы изучаем. Они учат определения, а потом на уроках заполняют клеточки. Таким образом начинает действовать зрительная память и ученики запоминают слова на более длительный срок.

Помимо обычных кроссвордов, я даю своим ученикам чайнворды, где каждое последующее слово начинается с буквы предыдущего. Однако он ничуть не труднее обычного.

Также, школьникам приходится не только заполнять клеточки, иногда им нужно их рисовать самим. Ученик выбирает термин, потом приводит для него определение, причём так, чтобы остальные поняли. Ну и, наконец, рисует сам кроссворд. Это намного труднее. Такие задания оцениваются выше. Так что ученики с радостью берутся за составление собственных головоломок.

Михаил СЕМЁНОВ, составитель кроссвордов:

—Профессиональным кроссворд можно назвать только в том случае, если он составлен очень плотно, и каждое слово пересекается не менее двух или трёх раз. Если попросить обычного человека составить профессиональный кроссворд, то, скорее всего, он не сможет справиться с заданием даже за день.

Публике нравится, когда вопросов не только много, но они ещё и лёгкие. Однако составление головоломки стоит огромных сил. У того, кто не занимается профессионально кроссвордами, нет такого оперативного мышления. Он не может мгновенно подбирать необходимые варианты слов, а их нужно как можно больше.

Конечно, есть и те, кто любит посидеть, подумать над заданием. Но развитие сети Интернет сильно упростило жизнь увлекающихся головоломками. Раньше, чтобы узнать какое-либо слово, приходилось идти в библиотеку за словарём и там искать ответ. Сейчас достаточно ввести в поисковую систему определение слова, и вы тут же получите результат.

В этом заключается проблема. Несмотря на то, что в прошлом иногда было действительно трудно найти ответ, кроссворды пользовались большей популярностью, чем сейчас. И если те, кто уже много лет увлекается головоломками, вряд ли перестанут их разгадывать, то другие попросту потеряли интерес к кроссвордам.

Помимо этого, спад популярности может быть связан и с тем, что в периодической печати кроссворды стали появляться реже. Интересующийся решением головоломок школьник или студент купит себе специализированное издание. Тот же, кто никогда не занимался кроссвордами, если ему не показать, не увлечь, вряд ли займётся.

Я вижу два способа выхода из сложившейся ситуации, связанных между собой. В первую очередь нужно поднимать уровень образованности подростков. Если ребёнок возьмёт в руки кроссворд и не сможет угадать ни единого слова, он положит на место этот клочок бумаги и займётся своими делами. В том случае, если же у человека получится разгадать несколько слов, то появится азарт и интерес. Он не захочет останавливаться на достигнутом. А второй — как можно чаще проводит чемпионаты и конкурсы по разгадыванию кроссвордов. Помимо того, что будет расти популярность этого вида досуга, то и ребята, соревнуясь между собой, невольно сами увлекутся решением головоломок.

Мнение читателей

Юлия ПОЗДНЯКОВА, школа № 167: Частенько приходится решать кроссворды на уроках географии. Но обычно учителя дают такие задания, когда нас просто нечем занять.

Ирина БОРОВКОВА, школа № 9, посёлок Буланаш: Нам и в 1-м1 классе на уроке технологии задали создать кроссворд из 20 слов, за два урока. Это было сложно, к тому же и тема была трудной — «Структура современного производства». Но получилось всё-таки неплохо и оригинально. Естественно, этот материал я запомнила — столько труда и усилий было вложено в эту работу, от неё зависела моя итоговая оценка в аттестат.

Елизавета ЧЕЧУЛИНА, 16 лет, Новоуральск:

Обычно задают кроссворды по истории и обществознанию. Я считаю, что их полезно решать, и они помогают лучше усвоить материал. Когда ты сам составляешь головоломку, ты придумываешь различные вопросы к терминам, таким образом они лучше запоминаются.

В тему

2013 год можно по праву считать годом столетия кроссворда. Хотя исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные ещё 1–4 вв. н.э., при этом первый кроссворд, соответствующий современным представлениям о нём, был создан Артуром Уинном и опубликован в воскресном номере газеты «New York World» в 1913 году.

Но прототипы современных головоломок появились ещё в ХIХ веке. Самый первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в 1875 году в сентябрьском номере журнала «Святой Николас» в Нью-Йорке.

В России первый кроссворд был напечатан в Ленинграде второго декабря 1925 года в литературном журнале «Резец».

Единственной установкой для кроссвордов было развитие эрудиции. Успешное и полное решение кроссворда требовало немалых знаний, зачастую совершенно неактуальных. Однако в постсоветское время газеты, ориентированные не на идеологию, а на читательский спрос, быстро сменили установку. В центральных газетах появились кроссворды, решение которых стало скорее развлечением, чем серьёзной головоломкой.

Интересно

Самый большой кроссворд в мире был создан Арой Ованесяном из Еревана. Его достижение официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса. Головоломка имеет 2,3 метра в ширину, 2,45 метра в высоту, с размером клеток 5×5 мм. Количество слов в кроссворде — 25 970 . К кроссворду прилагается словарик из 150 страниц с убористым текстом в три колонки, содержащим предельно короткие определения к словам.

Областная газета Свердловской области