Учёный или маг?

Александр Ермошин обменивается результатами своих исследований с учёными других городов и стран. Фото Евгения Серебреникова.

Александр Ермошин обменивается результатами своих исследований с учёными других городов и стран. Фото Евгения Серебреникова.

Биолог Александр Ермошин занимается модным сегодня направлением — биотехнологиями. В свои 25 он уже и преподаватель, и учёный. Выращивает трансгенные растения, исследует их, ведёт занятия в вузе и в школе юного биолога. Сделав несколько экспериментов, его ученики мечтают совершать большие открытия в науке. Но большинство даже не представляют, как выглядит повседневная работа учёного.

«Два дня в неделю я веду занятия в университете и в школе юного биолога, — рассказывает Александр. — Три дня провожу в лаборатории, где с утра до вечера работаю в стерильных условиях с образцами растений. Мои студенты помогают мне в этом. Обсчёт данных, их анализ, сложение гипотез — это ежедневная работа, бумажная и рутинная. Но без неё в науке невозможно сдвинуться с места.

Многим студентам интересна биотехнология, но поначалу они совершенно не знают, что это такое. Сегодня в школе всего один урок биологии в неделю. Ученики не знают, как держать в руках пробирку, с какой стороны подойти к микроскопу. Им тяжело учиться в вузе, потому что они не связывают биологию с другими предметами, а основной акцент при учёбе у нас делается, например, на химии.

Клон клевера

В школу проникла лженаука. Когда я веду семинары со школьными учителями, они часто начинают доказывать мне, что биотехнологии — это пустышка. Начитавшись жёлтой прессы, они считают, что все процессы в природе объясняются наличием неких информационных полей. «Вы молодой, ещё не знаете. Вот доживёте до наших лет, тогда поймёте», — говорят они. В итоге в качестве реферативной работы школьники делают такие эксперименты: над одной водой мы матерились, над другой читали молитву... С точки зрения учёного это ноль. Но дети уверены, что получили результат, и удивляются, почему преподаватели и учёные им не верят. Генетика им вовсе кажется сродни астрологии.

Сейчас появляется большой слой молодых учёных 25-35 лет. На молодёжных съездах биологов я встречаюсь с молодыми физиологами растений, которые учатся всего лишь на 2-3 курсе вуза. На их фоне я выгляжу стариком.

Увы, часто сталкиваюсь с суждением, что генная инженерия — это зло. В аргумент приводят, что трансгенные семена не всходят. Это ложь. Мои семена всходят. Получить новое трансгенное растение — работа полугода. Правда, до этого я несколько лет буду думать, какой ген вводить и зачем, и ещё столько же потом буду его изучать. Путём обычного скрещивания разных сортов можно сладкий помидор превратить в ядовитую ягоду, выпустить на рынок и никто это не проверит. К трансгенам же повышенное внимание, и поэтому они более изучены, чем обычные сорта растений. Следовательно, они более безопасны.

Трансгенный картофель

Генная инженерия окутана множеством пугающих домыслов. В телепрограмме женщина берёт йогурт и утверждает, что этот продукт содержит ГМО и он очень опасен. Он содержит модифицированный крахмал, но это всего лишь значит, что в его составе есть крахмал, который разварили. Это не имеет никакого отношения к генетике. Некоторые говорят: вот яблоко круглое и блестящее, а в природе нет идеальных форм, значит, оно трансгенное. Нет, трансгенных яблок, разрешённых к продаже, по крайней мере, в России нет. Бывают трансгенные соя, кукуруза, пара линий картофеля и рапс. Яблоко же круглое в результате классической селекции, а блестящее оно потому, что его воском натёрли. Студенты биофака с большим интересом относятся к генной инженерии, хотя поначалу не понимают, о чём идёт речь. Но они хотя бы не машут руками, что трансгены надо сжечь. Они учатся и со временем тоже становятся исследователями.

Ботаник — это не ругательство, а призвание. Я к ботаникам не отношусь, хотя работаю с растениями. Я — физиолог. Есть шутка: любой физиолог растений должен быть ботаником, но не каждый ботаник — физиолог. Биология — это больше, чем просто пестики и тычинки... Ботаники изучают флористическое разнообразие, физиологи исследуют внутренние процессы, происходящие в растении. Разделы биотехнологии бывают разными. Я занимаюсь клеточной селекцией, генной инженерией растений, микроклональным размножением. Сейчас я исследую то, как генетические изменения в растениях влияют на их свойство накапливать в себе вредные вещества из окружающей среды. Если мы достигнем успешного результата, то сможем с помощью растений очищать почвы от токсинов. Биотехнологии решают глобальные задачи, но школьники часто не представляют себе этого".

Словарь ученого

Биотехнология — наука о методах и способах манипулирования живыми системами с целью получения полезных для человека продуктов.

Трансгенные семена — семена, полученные от трансгенных растений.

Трансгенные растения — это растения, в которые путём биотехнологических манипуляций интегрирован ген из любого другого организма.

Областная газета Свердловской области