Эксперт: гастарбайтерами на российских лайнерах станут пилоты из Германии и Чехии

Федеральное агентство воздушного транспорта России разрешило авиаперевозчикам страны принимать на должности командиров воздушных судов иностранных граждан, сообщается на официальном сайте ведомства. Среди подавших заявки на приём иностранцев уже шесть российских компаний: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Ютэйр", "Когалымавиа", "Декстер" и "Эйр Бридж".

Квота касается только должностей командиров воздушных судов. По другим позициям всё пока останется без изменений.

Как сообщил "Областной газете" официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский, решение о приёме иностранцев на работу принято на уровне правительства, Росавиация занимается лишь технической стороной вопроса.

"В год авиакомпании, подавшей заявку, будет разрешено принимать на работу не более двухсот человек, - рассказал представитель Росавиации корреспонденту "ОГ". - Заявки от авиакомпаний уже начали поступать, следовательно, перевозчики воспользуются решением правительства".

В том, что отрасль давно нуждалась в подобных решениях, уверен и наш эксперт, ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Фёдор Борисов. Но, по его словам, 200 человек в год — капля в море. "Экипажей, укомплектованных квалифицированными специалистами в крупных авиакомпаниях катастрофически не хватает, - считает эксперт. - Иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда самолёты простаивают — на них некому летать".

Речь вовсе не идёт о том, что у нас мало пилотов, однако далеко не каждого специалиста с дипломом и сертификатом пилота можно посадить в кресло командира. Для этого нужны не только знания, умения и навыки, но и опыт работы на конкретных типах лайнеров. "Если соблюдать все требования к подбору и подготовке пилотов, то мы увидим, что у нас нет дефицита вторых пилотов, пояснил Фёдор Борисов, зато командиров воздушных судов крайне мало".

Опасения граждан, заявляющих о том, что самолёты теперь будут водить гастарбайтеры из среднеазиатских государств, специалист считает необоснованными. "Во-первых, в авиакомпаниях этих государств квалифицированные командиры воздушных судов тоже в дефиците. Во-вторых, даже если такие пилоты и появятся, то навряд ли их квалификация ниже, чем у российских. В третьих, квалифицированные специалисты из стран ближнего зарубежья, желавшие перебраться в Россию, и так уже давно сюда перебрались", - говорит Борисов.

Гораздо более реально, что управлять российскими авиалайнерами будут пилоты из Германии и Чехии, тех стран, в которых авиационная отрасль испытывает определённые трудности. "Заявки есть, есть люди, но до сегодняшнего дня законодательство не разрешало на работу лиц с паспортами других государств", - добавляет эксперт.

Между тем, по информации "ОГ", основной свердловский авиаперевозчик - "Уральские авиалинии" - пока не собирается набирать на работу иностранцев. В авиакомпании считают, что рынок квалифицированных пилотов гражданской авиации в настоящее время перенасыщен предложениями специалистов. Это вполне объяснимо: по данным открытых источников, средняя заработная плата (кстати, сильно различающаяся у командиров воздушных судов и вторых пилотов) колеблется в районе 300 тыс. рублей в месяц.

Рынок труда в данной отрасли заполнен настолько, что многие крупные федеральные авиакомпании в 2014 году не рассматривают в качестве потенциальных кандидатов на работу выпускников институтов гражданской авиации. На работу будут принимать только опытных пилотов с хорошим "налётом". Их, как считают в авиакомпании, хватает и в России, поэтому набирать дополнительно иностранных специалистов нет необходимости.

Александр ПОЗДЕЕВ, "Областная газета"

Областная газета Свердловской области