Россияне стали меньше пить водку

Российский рынок водки продолжает сокращаться. За последние четыре года он сократился на 27%, а в первой половине года падение продолжилось и составило почти 6%. Такие данные представила исследовательская компания Nielsen. Стоит отметить, что сокращение рынка сопровождается ростом цен на водку: средняя цена "беленькой" в России с 2009 по 2013 годы выросла на 75% - с 121 рубля за литр до 212 рублей.

По информации экспертов, больше всего продажи снизились в сегменте так называемой дешёвой водки, именно он больше всего пострадал от антиалкогольных мер - продажи в этом сегменте только за прошлый год упали более чем на 40%. При этом, сегмент недорогой водки (менее 300 рублей за пол-литра) остаётся самым большим и составляет 90% рынка. При этом, рост стабильно демонстрирует премиальный сегмент - цены там с 2009 по 2013 годы выросли в пределах 15-20%.

"По мере быстрого роста цены на дешёвую водку сокращается разрыв в стоимости между дешёвой и премиальной водкой, а значит, потребителю с психологической и финансовой точки зрения становится легче переключиться на премиум-сегмент. Логичным представляется стратегия производителей, которые выводят на рынок новинки именно в премиум-сегменте: в условиях усиливающегося акцизного бремени переход в более маржинальный премиальный сегмент вполне оправдан", - говорит руководитель алкогольной и табачной группы Nielsen Россия Марина Лапенкова.

По мнению президента свердловского Совета НП "Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции" Виктора Гречишкина, сокращение рынка алкоголя связано в том числе и с политикой государства.

"Вспомните, ещё несколько лет назад невозможно было гулять по улице - чуть ли не каждый второй шёл с тем или иным алкогольным напитком. А теперь ситуация улучшилась, в том числе потому, что такова политика государства - растут цены на алкоголь, развивается спорт, развлекательные сегменты. У людей постепенно появляется выбор. Ещё есть над чем работать и к чему стремиться. Но вектор задан, и это дает свои плоды", - считает Гречишкин.

В то же время президент общественного комитета уверен, что сокращение рынка водки не приведёт к тому, что на смену легальному алкоголю придёт алкоголь контрафактный.

"Во-первых, я могу сказать точно: после того, как цены на алкоголь выросли, свердловское правительство усилило контроль за алкогольной продукцией, в том числе и для того, чтобы исключить контрафакт. А во-вторых, я вас уверяю - человек, который пил некачественный, "паленый" алкоголь, будет пить его дальше. А тот, кто привык к хорошему алкоголю, не перейдёт на плохой из-за роста цен. Он этого не сделает хотя бы потому, что практически любой из нас хотя бы раз в жизни добровольно или случайно употреблял плохой алкоголь и знает, как после него бывает плохо физически. Потому навряд ли добровольно обречёт себя на повторение этого неприятного опыта. Кроме того, рынок не просто сокращается, он очищается благодаря тому, что качественный алкоголь замещает низкокачественный", - уверен Гречишкин.

С ним согласен заведующий Центром острых отравлений и отделением реанимации и интенсивной терапии Константин Брусин.

"Количество людей, отравившихся "паленым" алкоголем, не увеличилось после того, как цены на алкоголь существенно выросли. Но на всякий случай мы готовы ко всему", - сказал Брусин.

Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение рынка водки. В частности, это связано и с санкционными ограничениями, под которые попала украинская водка, которая составляет 2% российского рынка.

Екатерина БОЙБОРОДИНА, "Областная газета"

Областная газета Свердловской области