Государство выделило ещё 400 млн долларов на разработку отечественного авиалайнера

Государство выделило 400 млн долларов на окончание работ по созданию первых образцов отечественного пассажирского пассажирского авиалайнера МС-21. Соответствующее постановление было опубликовано накануне на официальном сайте правительства Российской Федерации. Из документа следует, что общая стоимость инвестиционного проекта —   3 млрд 947 млн долларов. Государство гарантирует погашение 400 млн.

По замыслу создателей и при поддержке государства, лайнер планируется сделать основным ближне- и среднемагистральным самолётом гражданской авиации — он должен стать основным конкурентом, а в перспективе и вытеснить с российского авиарынка лайнеры иностранного производства, прежде всего, "боинги" и "эйрбасы".

Правда, уже сейчас говорится о том, что самолёт будет выпускаться в двух вариантах: с отечественными двигателями ПД-14 и с моторами иностранного производства PW-1400G. Первые будут продаваться для российских государственных поставок на нужды армии, МВД и МЧС и других госструктур. Вторые — для реализации коммерческим перевозчикам.

"Это немаловажный момент, - пояснил корреспонденту "ОГ" ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Фёдор Борисов. - Пока можно констатировать факт, что мы отстаём по части производства авиационных двигателей. Если машина будет выпущена на мировой рынок с отечественными моторами, то такой самолёт не выдержит никакой конкуренции".

По словам эксперта, было бы совершенно неправильно рассчитывать только на российского потребителя. Можно обязать всех российских перевозчиков покупать только отечественные самолёты, но этот путь был бы не правильным. Если в проекте будет реализован весь потенциал российских авиационных разработок, то это может быть вполне конкурентная машина.

Однако, отмечает Фёдор Борисов, чтобы это произошло, предстоит решить массу вопросов. Например, постпродажное техническое обслуживание. "Эта область всегда была нашей ахиллесовой пятой, - считает эксперт, - а без этого конкурировать с гигантами авиапрома не получится. Если же самолёт не выйдет на конкурентный уровень, то мы сможем констатировать лишь факт того, что речь идёт об очередной красивой поделке, а не о какой-то действительно востребованной на рынке машине".

Отметим, в случае успешной реализации проекта, МС-21 заменит не только зарубежные аналоги, но и устаревшие отечественные машины, до сих пор эксплуатирующиеся различными авиакомпаниями.

Александр ПОЗДЕЕВ, "Областная газета"

Областная газета Свердловской области