О качестве горячей воды Екатеринбурга. Почему вода продолжает вонять

За последние полгода Роспотребнадзор Свердловской области получил 200 жалоб от жителей Екатеринбурга на плохое качество воды — резкий запах, мутность, цвет горячей воды не оставляют равнодушными жителей города. Ведомство выяснило, что в воде содержится в 1,3-3,6 раза больше сероводорода, чем допустимо, и наложило компании в сфере ЖКХ штрафы на сумму порядка 967 тыс. рублей, сообщили «Областной газете» в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.

Среди нарушителей — девять управляющих компаний (ЗАО «Орджоникидзевская УЖК», ООО «УК ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбург», ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района», ЗАО УК «Стандарт», ООО «УК Радомир-Инвест», ООО УЖК «АРДО», ЗАО УК «Верх-Исетская», ООО «УК ЖКХ Октябрьского района», ООО УК Нижнеисетская).

- Управляющие компании должны предпринимать дополнительные меры для очистки воды. Среди них — дезинфекция батарей в каждом доме. Это необходимо потому, что в зимний период горячая вода, которая потом идёт из кранов, разбавляется «обраткой», т. е. обратной сетевой водой, которая прошла через батареи, - комментирует корреспонденту «ОГ» пресс-секретарь ведомства Наталия Лукьянцева.

Если одна управляющая компанию продезинфицировала свои батареи, но это же самое не сделала соседняя — вода в сообщающемся теплоснабжающем контуре будет всё равно загрязнена. Но, как говорят эксперты, заплатить штраф в 20 тысяч рублей намного проще и дешевле, чем провести дезинфекцию.

Что важно, у Роспотребнадзора нет полномочий заставить управляющие компании проводить дезинфекцию, они могут только рекомендовать её и накладывать штрафы.

Однако смешивание горячей воды является скорее следствием, а не причиной плохой воды в Екатеринбурге. Главной проблемой качества остаётся открытая схема водоснабжения, когда вода для теплоснабжения и ГВС поступает из одной трубы, из-за чего вода из крана не соответствует качеству питьевой воды. Чтобы кардинально улучшить качество воды, необходимо переходить на закрытую схему: вода для ГВС будет поступать от «Водоканала», а потом нагреваться. По последним оценкам переход обойдётся государству в 60 млрд. рублей.

- К сожалению, наложенные штрафы ничему не способствуют: со своей стороны мы выполняем стандарты качества и температуры воды, но она загрязняется, когда попадает в квартальные сети, - рассказывает «ОГ» пресс-секретарь СТК Светлана Тимченко. - Нужно устранять причины, а не следствия, это значит переход на закрытую схему. Что же касается штрафов, то они несопоставимы с тем, сколько нам нужно денег на переход, поэтому на темпы модернизации это едва ли повлияет.

Кстати, управляющие компании стараются способствовать переходу и устанавливать индивидуальные тепловые пункты в домах, но для того, чтобы это сделать, необходимо разрешение от собственников жилья. Качеством воды недовольны все, но инициативных граждан, которые соберутся на общедомовом собрании, намного меньше, поэтому проблема с места не сдвигается.

Из ситуации с плохой водой есть два выхода — либо ждать 2022 года, когда по закону забирать воду из теплоносителя для нужд ГВС будет полностью запрещено и город будет вынужден перейти на закрытую схему, либо принять документ, который заставит все управляющие компании города дезинфицировать батареи.

Пока и то, и другое представляется маловероятным, по крайней мере, в ближайшей перспективе, а система штрафов — бесполезной.

Областная газета Свердловской области