Губернатор Московской области Сергей Шойгу, известный своим крутым нравом на должности главы МЧС России, решил избавиться от сити-менеджеров. Другим регионам есть о чём подумать...
Как на этой неделе заявил газете «Известия» руководитель главного управления внутренней политики Московской области Андрей Ильницкий, реформа необходима из-за «полной деградации власти и полной расконсолидации элит».
В некоторых районах непонятно, кто и за что отвечает. В Сергиевом Посаде вообще было два сити-менеджера. В Павловском Посаде заложена такая система, при которой главы района и городского поселения конфликтуют между собой. Главы многих поселений часто избираются депутатами, а не людьми, объяснил А.Ильницкий. Заметим, что для московского чиновника слова «депутаты» и «люди» не одно и то же...
Нам нужно менять политическую стилистику региона. Нам не нужна вертикаль. Нужны конкурентная среда и доверие людей, потому что в последние годы диалог с людьми не вёлся, уверяет он.
Поэтому руководство Московской области будет стимулировать все уровни власти поменять уставы, чтобы главы районов и поселений избирались напрямую и именно они обладали полнотой власти.
Если вернуться к истории вопроса, то институт сити-менеджеров в своё время раскритиковал ещё Виктор Басаргин, занимавший в 2011 году пост главы Минрегионразвития. Тогда министр заявил, что не считает возможным дальнейшее распространение данной системы. И даже подтвердил то, о чем говорили эксперты ещё в начале нулевых годов: у наёмного чиновника (а таковым и является сити-менеджер) нет ответственности перед населением.
Бум перехода на систему сити-менеджеров пришёлся на 2006 год тогда новый порядок приняли 4 тысячи муниципальных образований, к 2009 году их число выросло до 9 тысяч. Предполагалось, что введение института сити-менеджеров поможет разделить политическую и хозяйственную функции в управлении муниципальным образованием.
Однако в реальности у системы оказалось много минусов. Главная связана с разделением власти в муниципалитете. На практике соотношение политического веса главы города и главы администрации, то есть сити-менеджера, в разных территориях различно. Нередки ситуации, когда оба не могут разделить ответственность, каждый тянет одеяло на себя, и никто не знает, к кому и по каким вопросам обращаться.
Кстати, в Великобритании навсегда отказались от института сити-менеджера. Так, профессор Бирмингемского университета Эдриан Кэмпбелл, который участвовал в создании стратегического плана развития Екатеринбурга, два года назад, находясь на Урале, заявил о том, что в Великобритании, где в один из периодов стремились к разделению полномочий в городах, сделали вывод о бесперспективности этой модели.
Для меня стало неожиданностью, что этот вопрос в России был поднят именно сейчас, так как Великобритания в последние годы, напротив, отошла от этой схемы. Начиная с конца
Действительно, сити-менеджер далеко не идеальная модель. Назначенец может оказаться марионеткой, если депутатский корпус зависим, и нет механизма обратной связи, под которым подразумевается прозрачность бюджета и общественный контроль за его расходованием, самостоятельные СМИ, развитое территориальное самоуправление.
Можно сказать, что небольшой опыт сити-менеджмента в России показал: к введению двуглавой системы управления нужно подходить избирательно. Надо взвешивать все «за» и «против», анализировать состояние городского хозяйства, отношения между разными уровнями власти, активность городского населения.
Мнения
Александр Чепчугов, глава Режевского городского округа:
Наша Дума приняла решение о введении должности сити-менеджера. Но моё мнение эта система не работоспособна. Сегодня нас спасает от разброда то, что назначенная Думой сити-менеджер (Елена Матвеева, которая в настоящее время находится в отпуске, прим. ред.) поддерживает позицию главы по ключевым вопросам жизни муниципального образования. Елена Юрьевна тоже не считает введение института сити-менеджеров правильным. Раньше она была руководителем нашей администрации. Затем, когда стало ясно, что от сити-менеджера не уйти, она участвовала в конкурсе, и её назначили на эту должность. Но свои функции она не менее эффективно могла бы исполнять при традиционной модели муниципального управления, когда народ избирает главу и Думу, глава назначает руководителя администрации и его заместителей. И дальше все работают, как говорится, в одной упряжке, выполняя, с одной стороны, наказы избирателей, с другой непосредственно занимаясь решением вопросов территории. Кстати, я избран главой из состава Думы. Что есть то есть... Но чтобы внести изменения в Устав городского округа, надо сначала досрочно распустить Думу, избранную в марте этого года на пять лет. Считаю это нереальным. Депутаты столько времени и сил потратили на выборах, что вряд ли примут решение о досрочном сложении с себя полномочий только потому, что система назначения сити-менеджеров кого-то может не устраивать. Возможно, если будут внесены принципиальные изменения в федеральное законодательство, связанное с общими принципами организации местного самоуправления, нас могут ждать серьёзные перемены. А сегодня мы обязаны руководствоваться действующими законами.
Марина Соколова, председатель Первоуральской городской Думы:
"Одноглавая" схема управления в исполнительной власти для муниципалитетов, я считаю, и проще, и эффективнее. Да, могут быть какие-то ошибки при принятии управленческих решений, но они не исключены и при «двуглавости». Тем более, что жителям территорий, где введена система сити-менеджеров, зачастую приходится сталкиваться с проблемой к кому обратиться: к главе или к наёмному чиновнику? Хорошо, если внутри руководства муниципалитета есть согласие, а если нет? Смею предположить, что могут быть очень неприятные ситуации, когда «никто ни за что не отвечает». В уставе нашего городского округа, который можно считать «традиционной моделью», чётко и ясно прописана структура местной власти. Это городская Дума, глава и администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа. Всенародно избираемая Дума представительный орган муниципального образования, наделённый собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Глава Первоуральска высшее должностное лицо городского округа, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом ГО. Он исполняет полномочия главы администрации городского округа, подконтролен и подотчётен населению и Думе. Вот вам и вся система. Народ избирает, глава решает, Дума помогает. Просто, доступно, понятно. А сити-менеджер? Это даже как-то звучит не по-нашему...