Версии «ОГ»: провокация или непрофессионализм

Обломки огромного лайнера рухнули недалеко от села Грабово Донецкой области. Находившиеся на борту 298 человек погибли. На земле,  к счастью, никто не пострадал. Фото РИА «Новости»

Обломки огромного лайнера рухнули недалеко от села Грабово Донецкой области. Находившиеся на борту 298 человек погибли. На земле, к счастью, никто не пострадал. Фото РИА «Новости»

Самолёт «Малазийских авиалиний» был сбит и рухнул 17 июля на территории Восточной Украины в районе Грабово, в 60-ти километрах от российской границы. На его борту, по данным авиакомпании, находилось 298 человек, включая 15 членов экипажа. Все они погибли.

Лайнер следовал из Амстердама в Куала-Лумпур и, как сообщает «Газета. Ru» со ссылкой на американские источники и Росавиацию, был сбит на высоте 10 100 метров ракетой класса «земля-воздух». Пассажирами «боинга» были граждане минимум девяти стран. Больше всех — 154 человека — голландцы. Россиян (как и американцев) на его борту не было.

КСТАТИ

За всю историю авиации военные сбили шесть пассажирских самолётов. Предпоследней жертвой был российский лайнер ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», сбитый над Чёрным морем 4 октября 2001 года. Украинская ракета перепутала его с учебной целью. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Ополченцы Донецкой Народной Республики, контролирующие эту территорию, обнаружили оба «чёрных ящика» самолёта. Речевые самописцы находятся в рабочем состоянии, и вчера ещё воюющие с Киевом защитники Донбасса планировали передать их для установления причин крушения самолёта российским специалистам МАК (межгосударственный авиационный комитет). В то же время они пообещали предоставить беспрепятственный доступ к месту крушения экспертам созданной вчера же под эгидой ООН международной комиссии по расследованию трагедии.

Различные информагентства, ссылаясь на свои источники, выдвигают, среди прочих, такое предположение: ракетой хотели сбить самолёт российского президента, который пересекался курсами с малазийским «боингом» в районе Варшавы.

Украинские власти обвиняют в теракте донецких ополченцев (у которых просто нет ракет такой дальности). Испанский диспетчер якобы видел рядом с «боингом» два военных самолёта. А Министерство обороны России заявило, что в районе катастрофы развёрнуты зенитно-ракетные дивизионы украинской армии с пусковыми установками «Бук М1», способными сбивать воздушные цели на высоте свыше 30 километров.

Малазийский «боинг», сбитый в небе над Донбассом в четверг, во время рокового полёта значительно отклонился от своего традиционного маршрута. Самолёт вели украинские диспетчеры. Возможно, именно их действия и стали первопричиной трагедии. Диспетчеры либо просто ошиблись, либо сознательно завели «боинг» в зону боевых действий. Источник: Интерфакс, flightaware.com. Графика Ольги Кузнецовой

Но это всё версии. Их выдвинуто уже много, в том числе и самых невероятных (о причастности к атаке России, например). А факты пока таковы. Практически все авиакомпании мира заявили о прекращении полётов над Украиной (наши «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр» уже с весны облетают эту воюющую территорию). Глава Росавиации Александр Нерадько и премьер-министр ДНР Александр Бородай призвали к прекращению огня, чтобы на месте крушения могли работать эксперты. А москвичи вчера весь день несли цветы к посольству Нидерландов.

Российский президент вчера утром на экстренном совещании в Кремле от имени руководства страны выразил соболезнование родным погибших. «Я уже дал поручение оказать всю необходимую помощь в расследовании, — сказал Владимир Путин. — И прошу правительство сделать всё для того, чтобы объективная картина произошедшего стала быстрее видна общественности».

Специалисты, конечно, во всём разберутся. Но уже понятно одно: это страшная провокация. И кем бы она ни была совершена, цель её вполне очевидна — Россию втягивают в войну. Все подозрения и обвинения в теракте (а сейчас и «доказательства» причастности России, которые Украина обещает предоставить международной комиссии) нужны США, чтобы вынудить наше руководство применить силу. Нагнетание обстановки нервозности и напряжения — испытанный ход заокеанских «ястребов».

Областная газета Свердловской области