«Особенно ценю звание «Почётный уралмашевец»

Неизвестный фотограф

Неизвестный фотограф

Завтра, 28 сентября, своё 85-летие отметит Николай Рыжков – один из самых заметных государственных деятелей нашей страны, 25 лет проработавший на УЗТМ (в том числе четыре года – генеральным директором), а потом возглавлявший Совет министров СССР. Кстати, Николай Иванович – своеобразный крёстный отец «ОГ»: интервью с ним было гвоздём первого номера нашей газеты, который вышел 8 марта 1990 года.

В Екатеринбурге многие помнят энергичного директора Уралмашзавода и с уважением отзываются о нём. Помнят, и не только в России, и энергичного председателя Совета Министров СССР, одного из начинателей перестройки, на долю которого пришлись и ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и помощь пострадавшим от землетрясения в Армении.

Досье «ОГ»

Николай Рыжков родился в Донецкой области Украинской ССР в семье рабочего-шахтёра. Окончил Краматорский машиностроительный техникум в 1950 году и УПИ в 1959 году. Трудовую деятельность начал в 1950 году на Уралмашзаводе, где работал до 1975 года, и прошёл путь от сменного мастера до директора.

С 1975 года — в Москве. Первый заместитель министра тяжёлого и транспортного машиностроения, первый заместитель председателя Госплана СССР, секретарь ЦК КПСС. С 1985 по 1990 год — председатель Совета Министров СССР.

В 1995 и 1999 годах избирался депутатом Государственной думы РФ. С сентября 2003 года — член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Белгородской области. Возглавляет комиссию Совета Федерации по естественным монополиям.

Заслуги Николая Ивановича можно перечислять долго, вот лишь некоторые из них. В 1988 году Рыжкову удалось добиться прекращения антиалкогольной кампании со всеми её перегибами и издержками. Под его руководством была разработана программа существенного увеличения жилищного строительства. Он инициировал правительственные решения, закрывшие проекты поворота сибирских и европейских северных рек на юг.

В канун юбилея Николай Рыжков ответил корреспонденту «ОГ» на несколько вопросов.

— Николай Иванович, как вы оцениваете годы работы на одном из крупнейших машиностроительных заводов страны, УЗТМ, где вас очень уважают как одного из сильнейших руководителей и сегодня?

— Я отдал Уралмашзаводу 25 лет, и горжусь годами, отработанными здесь. Всегда считал, и считаю сегодня, что это самый выдающийся завод нашей страны. На УЗТМ я пришёл юношей, начинающим специалистом, здесь я вырос, многое узнал, многому научился, и ушёл уже опытным специалистом, сформировавшимся руководителем. Здесь прошли мои самые счастливые годы. Мне и сегодня больно думать о том, что пришлось пережить в трудные годы коллективу УЗТМ, и надеюсь, что предприятие сможет вернуть себе былую славу.

— Какие события, воспоминания тех лет можно назвать лучшими моментами вашей жизни?

— Четверть века, что отработал я на Уралмаше, были интересными, насыщенными, яркими. Ни одного дня не было прожито зря. Я вместе с коллегами радовался успехам завода, я профессионально рос и развивался вместе с заводом. Здесь я состоялся как инженер, и если бы не школа Уралмаша, моя дальнейшая жизнь была бы совершенно иной. Именно на родном заводе, производящем самые по тем временам современные и мощные машины для нашей страны, я познал радость творчества, научился последовательно решать технические и управленческие задачи. Я горжусь тем, что победы Уралмаша были отмечены государственными премиями СССР, тем, что внёс в достижения «завода заводов» свой посильный вклад.

На Уралмаше работали и работают мои друзья, товарищи, с которыми я прошёл самую лучшую школу жизни. На Уралмаше я познакомился со своей будущей женой Людмилой Сергеевной, которая работала тогда конструктором. Здесь мы поженились, так что наша дочь — по рождению свердловчанка.

А.А. Громыко, Фидель Кастро и Н.И. Рыжков. XXVI съезд КПСС. 1981 г. Фото: ТАСС.

— Как складывались ваши отношения со Свердловской областью и уральцами в перестроечные годы?

— Я никогда не терял связь с УЗТМ, не предавал его, всегда помнил и любил. Работая в ЦК, Госплане, интересовался, как там дела, помогал. Считал и считаю, что работа на Уралмаше тесно связала меня с самим Уралом и уральцами. Мне нравится Екатеринбург, город моей юности и молодости.

Были, конечно, времена в начале 90-х годов, когда руководство города и области настороженно относились ко мне. Я понимаю, что тогда вся любовь уральцев была отдана Борису Николаевичу Ельцину, а в последние годы перед разрушением страны у меня были сложные отношения с ним, и это не могло не отразиться и на отношениях со Свердловской областью. Но прошли годы, и былое непонимание давно забыто. Я часто бывал и бываю на Урале, встречался с прежним губернатором Эдуардом Росселем, у меня сложились тёплые отношения с нынешним руководством региона.

Я постоянно в курсе перемен, происходящих в области, мы тесно общаемся с коллегами по Совету Федерации Эдуардом Росселем, Аркадием Чернецким, так что я неплохо знаю о том, как живут уральцы, чем живут. Пользуясь случаем, огромная просьба руководству области предпринять попытки восстановить Уралмаш, он этого достоин, и своим трудом ещё пригодится нашей стране.

Вспоминают коллеги

  • Анатолий Королёв, токарь цеха № 96:
  • — Мы все знали его лично, а он знал нас. Интересовался работой каждого. Всегда подойдёт, спросит, как работается. Мы чувствовали его уважение к нам, труженикам, его заботу. Хочу от души пожелать Николаю Ивановичу здоровья и успехов в работе на благо нашего государства.

  • Юрий Кондратов, директор Уралмашзавода в 1975–1978 годах:
  • — Я познакомился с Николаем Ивановичем вскоре после того, как он пришёл на завод. Мы работали тогда в цехе 31, в тесном старом корпусе, и задачи приходилось решать нетривиальные. Помню, в начале 1950-х нам поручили изготовить поворотную платформу шагающего экскаватора. В тесном пролёте огромный агрегат нужно было сварить, да ещё и кантовать в процессе работы. Чтобы решить почти нерешаемую задачу, мы с молодым сменным мастером спроектировали специальную тележку, которая могла передвигать и кантовать поворотную платформу. Вот так я близко познакомился с Николаем Ивановичем. Ну а потом мы параллельно росли в должностях, совместно решали всё более сложные задачи.

  • Виталий Нисковских, доктор технических наук (при Рыжкове — главный конструктор уралмашевских машин непрерывного литья заготовок):
  • — Однажды я был в Москве по делам, и Николай Иванович пригласил меня зайти к нему. Он в то время был первым замом председателя Госплана СССР. Я зашёл в его кабинет, а он весь уставлен моделями уралмашевского оборудования. Николай Иванович тогда сказал, что был уралмашевцем и останется им до конца своей жизни. Я думаю, что так и есть, он всегда жил Уралмашем и сейчас тоже нас не забывает.
Областная газета Свердловской области