«Оптимизировать надо с умом»

Эдуард Россель: «Не вижу смысла в сокращении школ на селе». Фото: Алексей Кунилов.

Эдуард Россель: «Не вижу смысла в сокращении школ на селе». Фото: Алексей Кунилов.

В понедельник в Общественной приёмной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева в Екатеринбурге приём граждан провёл член Совета Федерации Федерального собрания РФ Эдуард Россель. По окончании мероприятия он ответил на вопросы журналистов.

Без школы деревня умирает

— Эдуард Эргартович, на приёме граждан вы эмоционально реагировали на жалобы, с которыми к вам обратились учителя сельских школ. Эта тема близка вам?

— Конечно! Я сам выпускник сельской школы. В отдалённой деревне Коми АССР было всего 17 домов и проживало около сотни жителей. Но там была начальная школа. Одна учительница занималась с учениками всех четырёх классов. А с пятого по десятый мы учились в посёлке за 12 километров, куда нас на лошади увозили на неделю. Там мы учились и жили в интернате.

А сейчас речь идёт о закрытии малокомплектных школ в деревнях. Нельзя этого делать. Потому что если закрывается школа, умирает деревня. Мы должны смотреть далеко. Россия должна себя кормить. Чтобы сохранить систему продовольственной безопасности, надо снижать издержки агропромышленного производства, но прокормить Россию может только деревня. 12 процентов населения Свердловской области живут на селе. Но у нас сегодня по России 40 миллионов гектаров земель брошено. Если их обрабатывать, мы сможем прокормить не только себя. А опыт выживания агропрома в тяжелейших условиях у нас есть. Когда я возглавил область, наш птицепром производил в год 28 тысяч тонн куриного мяса. А когда передавал область новому губернатору, производили уже 104 тысячи тонн курятины. Да ещё и производство мяса свинины увеличили до 30 тысяч тонн. Мы приняли программу «Уральская деревня» и делали всё, чтобы деревню сохранить. А без школы деревня умирает — это закон.

— Но ведь проблему малокомплектных школ решать как-то надо?

— Проблему можно и нужно решать. Можно, конечно, переводить школы в статус филиалов, сокращать ставки директоров и главбухов. Но в таком случае надо, чтобы в филиале один из учителей, экономически самый грамотный, выполнял функции бухгалтера, отвечал за расходование выделенной сметы. Не вижу смысла заниматься сокращением школ на селе. Оптимизировать надо с умом. Может, где-то целесообразно объединять школы, чтобы сокращать в них управленческий персонал, директоров и главбухов. Думаю, в крупном городе особых проблем с трудоустройством у них не будет. А на селе нужен другой подход. Сегодня в Общественную приёмную обратился молодой сельский учитель, который раньше в городе жил, но со всей своей семьёй и с такими же, как он, энтузиастами переехал в деревню. Да ведь их надо на всю Россию показывать как образец для подражания! Чтобы и другие выпускники педагогических вузов брали с них пример. А у нас кто-то затеял оптимизацию в той сельской школе, в которой они начали работать… Зачем? Думаю, что в муниципальном образовании, где предпринимают такие шаги, действующая власть не вправе рассчитывать на успех на предстоящих выборах.

— К вам сегодня обратились в том числе за содействием в восстановлении моста в сельской местности, из-за отсутствия которого дети не могут добраться до школы. Чем вы можете помочь?

— Хочу напомнить, что я, ещё будучи губернатором, утвердил программу строительства и восстановления мостов и плотин в нашей области. Эта программа успешно выполнялась, мы строили и ремонтировали по 20 и более мостов в год. Эта программа действует и сегодня, и она финансируется. Нужно просто эту программу корректировать, чтобы в первую очередь направлять средства туда, куда нужнее именно сегодня.

Запланированное — выполняем

— Именно в ваше губернаторство в Свердловской области ещё в 90-е годы был разработан план развития и размещения производительных сил до 2015 года. Тот эффект, на который вы рассчитывали, достигнут? Ведь до 2015 года остаётся менее месяца.

— Достигнут, это точно. Мы ведь закладывали в перспективное планирование не только развитие и размещение производительных сил, но и развитие внутреннего рынка. А это остаётся самым актуальным вопросом и сегодня. Я уже говорил, что, будь моя воля, я бы Бараку Обаме благодарственную грамоту выписал. Потому что введённые против России санкции заставили нас заняться собой, обратиться к внутренним резервам и источникам роста экономики. Мы узнали, что, оказывается, у нас делают хорошие комбайны, что через два года сможем полностью отказаться от импорта комплектующих элементов при производстве вооружения. И это правильно. В вопросах, затрагивающих государственную безопасность, мы не должны ни от кого зависеть. В 90-е кое-кто пытался переводить наши оборонные предприятия на производство утюгов и кастрюль. Но мы добились, чтобы уральская оборонка производила гражданскую продукцию, соответствующую интеллектуальному уровню производств. Поэтому сегодня имеем 20 предприятий, выпускающих современное медицинское оборудование. Один только Уральский оптико-механический завод освоил десятки образцов сложнейшей медицинской техники. Мы также начали выпускать импортозамещающие лекарства.

После развала СССР многие мощности по производству локомотивов остались в других республиках, и никто в России не решался взяться за это дело. Мы взялись, собрали по всей стране около 50 предприятий, способных производить те или иные комплектующие, и поставили у себя лучший в мире завод по производству электровозов. Сначала начали делать востребованные рынком электровозы на постоянном токе, сейчас развернули производство электровозов на переменном токе. Теперь заводчане поставили перед собой задачу производства магистральных тепловозов, и я уверен, будут их делать. Завод выиграл тендер на производство скоростных электричек, получил заказ на четыре миллиарда долларов и выполнил его, выпустив просто шикарную электричку «Ласточка». Теперь она востребована по всей России и СНГ.

Приняв изначально программу развития экономики до 2015 года, мы её потом доработали на перспективу до 2020 года, и Евгений Владимирович Куйвашев по достоинству оценил её. Сейчас в программу внесены новые дополнения, и это правильно.

Все вопросы можно решить здесь

— Планы развития экономики выполняются, а производство алюминия на Богословском алюминиевом заводе закрылось. Олигархи стали недоговороспособными?

— Те, кого вы называете олигархами, это промышленники, организаторы производства, которые в данном случае действуют правильно. Они проводят оптимизацию, закрывают явно убыточные производства. Но ещё работая губернатором, я встречался с руководителями РусАЛа и могу сказать, что они тоже хотят обеспечить людей работой. Как мы с ними и договорились тогда, в Североуральске шахта Черёмуховская обеспечит снижение себестоимости добычи бокситов почти в два раза — с 56 долларов за тонну до 32 долларов. А если будет сырьё конкурентоспособным по цене, можно будет и о восстановлении электролизного производства говорить. Тем более что планируется ещё целый комплекс мероприятий провести, которые удешевят выпуск алюминия.

— Вы говорили, что руководители, предпринимающие необдуманные шаги по сокращению сельских школ, не могут рассчитывать на победу на выборах. А сами вы намерены участвовать в предстоящих выборах в Государственную думу? Нынешний приём граждан связан с предстоящей выборной кампанией?

— Таких планов у меня нет. А в Общественную приёмную я пришёл по поручению председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Анатольевича Медведева. При выполнении этого партийного поручения мною рассмотрены очень серьёзные вопросы, с которыми жители области обратились к премьер-министру, но я считаю, что все эти вопросы можно решить здесь, в Свердловской области. Уверен, что они будут решены.

Областная газета Свердловской области