«Депутатство для меня не принципиально»

Отари Аршба: «Я ни сном ни духом представить не мог, что судьба забросит меня в Кузбасс и в Свердловскую область». Фото: Алексей Кунилов.

Отари Аршба: «Я ни сном ни духом представить не мог, что судьба забросит меня в Кузбасс и в Свердловскую область». Фото: Алексей Кунилов.

В Екатеринбурге в Общественной приёмной «Единой России» приём граждан провёл депутат Государственной думы РФ Отари Аршба. По окончании приёма он ответил на вопросы журналистов.

Досье «ОГ»

Аршба Отари Ионович родился в 1955 году в Сухуми. В 1978 году окончил высшую школу КГБ СССР и до апреля 1994 года служил в органах безопасности, уволился в звании полковника.

  • С 1994 года возглавлял «Национальную информационную корпорацию», с 1998 года – вице-президент компании «ЕвразХолдинг». С 2002 года – председатель Совета директоров Западно-Сибирского металлургического комбината.
  • Депутат Государственной думы РФ с 2003 года. В декабре 2011 года избран в Госдуму на очередной срок по региональному списку партии «Единая Россия» от Свердловской области.
  • Награждён орденом «Знак Почёта».

– Отари Ионович, избравшись три года назад в Госдуму по партийному списку Свердловского регионального отделения «Единой России», чувствуете ли вы как депутат какую-то особую ответственность перед свердловчанами?

– Я никогда не разделял для себя, например, Свердловскую и Кемеровскую области. Я работал и на НТМК, и на Качканарском ГОКе, и на Запсибе, и в Новосибирске. Я дневал и ночевал на этих заводах. Мы высаживались в Кольцово, оттуда на машинах ехали в Нижний Тагил, затем вылетали в Новосибирск, оттуда – в Новокузнецк и Кемерово. В таком режиме я работал пять лет. На мне все социальные вопросы этих предприятий лежали, и я их решал. И программами обустройства Качканара, Нижнего Тагила занимался. Поэтому как же я могу не чувствовать ответственности? Но если вы спросите меня, буду ли я от Свердловской области по одномандатному округу избираться, я вам однозначно скажу: не буду! Потому что для этого мне нужно приехать и целый год на брюхе здесь ползать, чтобы избиратели проголосовали за меня. Но три года назад мне предложили избираться по региональному списку «Единой России», и я согласился. Если кому-то перешёл дорогу, поверьте, сделал это не по собственной прихоти. Мне приходится решать проблемы разных территорий. В том числе заниматься и вопросами, по которым ко мне обращаются жители Свердловской области.

– Вы намерены и в 2016 году избираться в Госдуму?

– В сегодняшней ситуации в стране и в мире главный вопрос, который должен задать себе каждый из нас: что я могу сделать в этих условиях для своей страны? Если мне скажут, что я полезен стране в решении проблем беженцев, готов заниматься этим. Если сочтут, что я могу принести пользу в разрешении межнациональных конфликтов, займусь этим. А депутатство для меня совершенно не принципиально. Когда служил в органах безопасности, я ни сном ни духом представить не мог, что судьба забросит меня в Кузбасс и в Свердловскую область, что стану металлургом. Но пришло время, и я занялся предприятиями этой отрасли. Когда начался процесс банкротства Западно-Сибирского металлургического комбината, мы с командой сделали всё, чтобы спасти предприятие. Нас до сих пор Международная организация труда в пример приводит, что мы смогли провести процедуры банкротства, не уволив ни одного человека. Да ещё и зарплаты значительно подняли. Когда мне рекомендовали идти в депутаты, я взвесил, что я смогу сделать для страны в этом качестве, и согласился. Депутатство – работа трудная. Постоянные полёты по стране, ответы на вопросы людей, которые к тебе обращаются. Например, провёл приём в Крыму, 17 человек там принял. Люди оказались совершенно в другой стране, им особенно сложно решать свои проблемы. Я их принял летом, но до сих пор решаю проблемы, с которыми они ко мне обратились. И я понимаю, что без меня эти люди, может быть, вообще бы не смогли решить их. В Абхазии я сегодня не депутат и вообще никто. Но я построил там 14 спортивных полей для детей. Потому что вышел однажды на пляж и все ноги обколол о шприцы, которыми был весь берег усеян. А сейчас четыре тысячи абхазских детей ограждены от заразы наркомании, занимаются на площадках, которые я построил. И при чём здесь депутатство?

– То есть баллотироваться ещё на один срок в Госдуму не будете?

– Если придёт человек – не крикун, не популист, здоровее меня, умнее меня, который лучше меня будет справляться с депутатскими обязанностями, то я сам буду его за уши тащить на своё место в Госдуму, даже если он не захочет этого. А вот если придут свое-корыстные популисты, которые проходили во власть в 90-е годы, буду сопротивляться этому всеми силами. Когда я пришёл на НТМК, там 12 месяцев людям не выплачивали зарплату. А довели комбинат до этого те самые повыскакивавшие неизвестно откуда господа. Если такие будут пытаться вернуться к власти, буду стоять насмерть, чтобы не пропустить их. Но если партия скажет мне, что я нужен ей в думе, то, может, и убедят меня опять идти в депутаты по партийному списку.

– Сегодня к вам обращались и по проблемам, связанным с реализацией программы возвращения соотечественников из-за рубежа…

– Работой с соотечественниками за рубежом, решением проблем беженцев я занимаюсь более 20 лет. В своё время я выступил с инициативой об упрощённом порядке получения российского гражданства зарубежными соотечественниками, о признании аттестатов русских школ в зарубежье, упрощении переселенческих процедур. Это всё очень сложные вопросы, и у меня достаточно большой опыт их решения. Со времён конфликтов в Карабахе и Приднестровье, грузинской агрессии против Абхазии. Но это тема для отдельного большого разговора.

– А каким вам видится будущее вашей родной Абхазии?

– Таким же светлым и радостным, как и будущее моей родной России. Недавно подписанный большой межгосударственный договор между Российской Федерацией и Абхазией – тому гарантия.

Областная газета Свердловской области