Гибель малайзийского «Боинга»: за год Запад не нашёл ни одного факта, доказывающего вину России или ДНР

За 12 месяцев работы комиссия по расследованию достоверно установила лишь то,  что малайзийский «Боинг» над Украиной был сбит ракетой. Фото: РИА НОВОСТИ

За 12 месяцев работы комиссия по расследованию достоверно установила лишь то, что малайзийский «Боинг» над Украиной был сбит ракетой. Фото: РИА НОВОСТИ

17 июля 2014 года пассажирский самолёт «Боинг-777» авиакомпании «Малайзийские авиалинии», выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился в Донецкой области, унеся жизни 283 пассажиров и 15 членов экипажа. С того дня прошёл ровно год, а расследование катастрофы, которое ведут западные страны во главе с Нидерландами, до сих пор не завершено. Хотя обычно это занимает не больше трёх месяцев. Причина затяжки проста — очень хочется свалить вину на Россию или ДНР, а доказательств этого нет. Никаких.

Главный свидетель обвинения... Интернет

Как заявил недавно премьер-министр Малайзии Наджиб Разак, окончательный отчёт о ходе и результатах расследования будет обнародован в виде подробного доклада только в октябре 2015 года. Но американская телекомпания «Си-Эн-Эн» уже сообщила, что, по данным её источников, всю вину за произошедшую катастрофу авторы доклада возлагают на Россию.

Власти Малайзии уже представили в Совет Безопасности ООН проект создания «международного трибунала для привлечения к ответственности лиц, виновных в крушении самолёта». Но родилась эта инициатива, как представляется, отнюдь не в Куала-Лумпуре. Ведь виновных в трагедии США «назначили» ещё год назад. А затяжку с расследованием можно объяснить только одним — полным отсутствием подтверждающих их версию доказательств.

Напомним, что уже в день совершения трагедии, 17 июля 2014 года, президент Украины Пётр Порошенко, находясь в сотнях километров от места происшествия, заявил, что авиалайнер сбили «пророссийские сепаратисты», и попросил мировую общественность «обратить внимание на то, что это не катастрофа, а террористический акт». А власти США, также не обременяя себя поиском доказательств для такого обвинения, тогда же уточнили: «самолёт сбит ракетой российского комплекса «Бук».

Источником этой версии, как оказалось, стало признание, якобы сделанное тогдашним министром обороны Донецкой народной республики Игорем Стрелковым «на личной странице в социальных сетях». Но после того, как руководство ДНР заявило, что Стрелков никогда личных страниц в Интернете не имел, а у ополченцев нет и никогда не было ни зенитного оружия, способного уничтожать цели на высотах более четырёх километров, ни достаточного количества специалистов по боевому применению ЗРК, из Киева и Вашингтона раздались утверждения, что преступление совершено… российскими военными.

Но тут тоже возникла загвоздка. Самолёт потерпел катастрофу не долетая более 50 километров до границы с Россией, а максимальная дальность поражения целей ракетами комплекса «Бук» — 35 километров.

Тогда родилась новая версия, «доказательства» которой опять нашли в Интернете. Украинский блогер разместил в сети фотоснимок якобы российского ЗРК «Бук», спешно ретирующегося с территории Украины в Россию после выполнения своей дьявольской миссии. Это при том, что комплекс состоит из четырёх самоходных огневых установок, подвижного командного пункта, станции обнаружения целей, нескольких пускозарядных установок и других спецмашин. Пройти незамеченной из России на Украину и обратно такая колонна техники не могла, тем более что, по утверждению начальника главного оперативного управления российского Генштаба Андрея Картополова, именно 17 июля 2014 года над территорией ДНР находился американский разведывательный спутник, аппаратура которого способна отследить передвижение даже отдельного солдата…

Впоследствии было доказано, что на снимке украинского блогера запечатлена пусковая установка ЗРК «Бук-М1» украинских вооружённых сил.

Заокеанские обвинители были вынуждены искать другие доказательства «вины» России. Весной 2015 года были опубликованы снимки поражающих элементов российской ракеты, найденные якобы среди обломков сбитого «Боинга». И опять незадача: специалисты разъяснили, что это элементы боевых частей ракет всё того же комплекса «Бук-М1», состоящего на вооружении украинской и некоторых других армий бывших республик СССР, но снятого с вооружения Российской армии ещё в середине 90-х годов прошлого века.

Тогда рождается новая версия — стрельба велась из украинских «Буков», захваченных ополченцами. Стреляли либо сами российские специалисты, либо обученные ими «сепаратисты». При этом забывают, что уже в первые часы после катастрофы украинские военные докладывали президенту Петру Порошенко, что случаев захвата их комплексов ПВО ополченцами не было.

Правдоподобные версии отметают за ненадобностью?

Предположить, что из украинских «Буков» по самолёту производили пуски украинские же военные, наши западные партнёры почему-то не могут. А ведь такой прецедент уже был: 4 октября 2001 года над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолёт непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, запущенная в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений (тогда, кстати, США и компания почему-то не истерили и не требовали привлечь Украину к международному трибуналу).

Сейчас западные страны отказываются рассматривать и другую вполне правдоподобную версию произошедшей трагедии.

По российскому телевидению уже на второй день после катастрофы был показан сюжет, в котором местные жители села Грабово, близ которого упали обломки сбитого «Боинга», рассказывали, что за несколько секунд до этого видели в небе военный самолёт и слышали хлопки ракетных разрывов. Никто из членов комиссии по расследованию инцидента с этими людьми, конечно же, разговаривать не стал. Даже утверждать, будто с какой-то российской авиабазы прилетел истребитель и в украинском небе обстрелял малайзийский пассажирский самолёт, они не стали. Ведь это было бы очень просто подтвердить снимками с американского спутника, а таких снимков, видимо, нет. Зато есть другие — с экранов российских радиолокационных станций, которые зафиксировали, что примерно в то же время, когда на индикаторах радаров пропал отражённый сигнал от «Боинга», в одном коридоре и примерно на одной высоте с ним находился украинский боевой самолёт Су-25. Об этом ещё год назад рассказал на пресс-конференции начальник главного штаба ВВС России Игорь Макушев. По его словам, с «Боингом» украинский штурмовик сближался на дистанцию от трёх до пяти километров, и это должен был наблюдать американский разведывательный спутник. Но по заявлениям представителей США, у них есть только такие снимки из космоса, которые подтверждают, что пуск по малайзийскому самолёту произведён ополченцами. Представить же эти снимки общественности американское военное ведомство отказывается.

Между тем поразить воздушную цель ракетой класса «воздух-воздух» с расстояния в 3–5 километров, на которое, по утверждению российских военных, он приближался к «Боингу», штурмовик Су-25 вполне способен. Этой версии придерживается и следственный комитет России.

— У нас есть данные, в том числе основанные на результатах экспертиз, что самолёт был сбит ракетой типа «воздух-воздух», — сообщил 15 июля официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. — Более того, эксперты предполагают, что установлен тип ракеты и что эта ракета не российского производства.

Представитель СК подчеркнул, что «всё это ещё раз подтверждает показания важнейшего свидетеля Евгения Агапова, проходившего военную службу в должности механика авиационного вооружения первой эскадрильи бригады тактической авиации ВВС Украины».

Напомним, Евгений Агапов добровольно пересёк границу РФ и рассказал, что 17 июля 2014 года с авиабазы, на которой он проходил службу, вылетел на боевое задание самолёт Су-25 ВВС Украины, пилотируемый капитаном Волошиным. На аэродром самолёт вернулся с израсходованным боекомплектом, а Волошин рассказывал сослуживцам про «самолёт, который оказался не в то время и не в том месте».

Сейчас гражданин Украины Евгений Агапов находится в России под государственной защитой.

Областная газета Свердловской области