Антиалкогольную кампанию признал ошибкой даже сам её организатор

В 1989 году житель Свердловска ежемесячно получал талоны на покупку двух бутылок водки или четырёх бутылок вина. Неизвестный фотограф

В 1989 году житель Свердловска ежемесячно получал талоны на покупку двух бутылок водки или четырёх бутылок вина. Неизвестный фотограф

Ровно 25 лет назад, 24 июля 1990 года, Совет Министров СССР своим постановлением № 724 отменил введённое пятью годами ранее решение, разрешающее продажу алкогольных напитков в розничной торговле  исключительно с 14 до 19 часов. Тем самым была поставлена точка в антиалкогольной кампании, инициированной тогдашним руководителем страны Михаилом Горбачёвым.

Считаю, что антиалкогольная кампания всё-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлёсты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом.

Михаил Горбачёв

Антиалкогольная кампания началась 16 мая 1985 года, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.

Инициаторами антиалкогольной кампании были члены Политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев и Егор Лигачёв, которые полагали, что одной из главных причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм.

Водочный бунт в Свердловске

29 декабря 1989 года, практически в канун новогоднего праздника, у Центрального гастронома на проспекте Ленина в Свердловске возник стихийный митинг. Ко времени его начала в очереди у магазина скопилось более тысячи человек, которые стояли в ожидании несколько часов, но купить спиртные напитки на выделенные талоны так и не смогли. Как писала тогда молодёжная газета «На смену!», люди в толпе возмущались, вспоминали Сталина, при котором в магазинах якобы всё было, и ругали Горбачёва, при котором ничего нет. Чтобы привлечь внимание руководителей города и области к проблеме, люди вышли на трамвайные пути и перекрыли движение транспорта, после чего на стихийный митинг у здания Уральского госуниверситета к ним пришли председатель Свердловского облисполкома Владимир Власов и первый секретарь Свердловского горкома партии Владимир Кадочников. Они призвали к спокойствию, объявив, что во многие магазины города уже дополнительно завезли винно-водочные изделия, после этого часть участников митинга разошлась по магазинам, но «отдельные группы» направились на площадь 1905 года и блокировали проезжую часть перед зданием Свердловского горисполкома. Участники этого митинга возмущались уже тем, что не могут отоварить в магазинах талоны не только на водку, но и на мясо, масло, сахар, а в итоге выдвинули политическое требование — отменить статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Требования митингующих пообещали рассмотреть, после чего люди разошлись.

Плюсы антиалкогольной кампании

Авторы указа от 16 мая 1985 года аргументировали своё решение прежде всего ростом преступности, связанной с пьянством. Но не только ею. Ведь уже тогда Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что среднегодовое потребление алкоголя более 8 литров на человека представляет серьёзную угрозу здоровью нации, а в СССР к 1984 году этот показатель превысил 10,5 литра.

Поэтому указом, кроме проведения различного рода агитационно-пропагандистских мероприятий и создания общества трезвости, предусматривалось значительное сокращение производства спиртных напитков, числа мест и времени их продажи, повышение уголовной ответственности за самогоноварение и административной — за распитие спиртного в общественных местах и появление на работе в пьяном виде.

В результате уже в 1985 году производство водки, коньяка и других крепких напитков сократилось в стране на четверть, а площадь виноградников — на треть.

Дало ли это эффект? По данным статистики, в 1986 и в 1987 годах в СССР ежегодно появлялось на свет на 500 тысяч больше новорождённых, чем в предыдущие годы, а умирало почти на 300 тысяч человек меньше. Средняя продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года, а в сберкассы поступило на 46 миллиардов рублей больше, чем за предшествующие два года.

…и её минусы

В то же время в стране выросли самогоноварение и число отравлений суррогатами алкоголя. В аптеках исчезли лекарства, содержащие спирт, а в продовольственных магазинах — сахар, сладости, и даже томатная паста, пригодные для изготовления браги. Бюджет страны нёс огромные убытки при том, что именно в те годы снизились мировые цены на нефть. К тому же осложнились отношения с союзными странами Восточной Европы — Венгрией, Болгарией, Румынией, поскольку большая часть производимого ими вина предназначалась на экспорт в СССР.

Негативные последствия антиалкогольной кампании проявились одновременно с начатыми в стране экономическими реформами и конверсией оборонной отрасли, приведшими к резкому сокращению объёмов промышленного производства.

Одновременно антиалкогольная кампания стимулировала мощный рост теневой экономики, а в массовом сознании стала восприниматься как абсурдная инициатива властей, направленная против «простого народа».

Под влиянием перечисленных фактов и прокатившихся по стране стихийных выступлений населения (самое крупное из них — окрещённый «водочным бунтом» стихийный митинг у Центрального гастронома в Свердловске в 1989 году) советское руководство было вынуждено остановить сокращение производства и реализации алкоголя и официально отменить запрет на его продажу до 14 часов. Активная пропаганда трезвости была прекращена, продажи алкоголя, несмотря на выросшую вдвое цену на него, пошли вверх. Среднее потребление спиртного на душу населения в середине 90-х годов прошлого века чуть ли не вдвое превысило уровень 1984 года, что привело к резкому росту смертности, остановить который удалось только к концу «нулевых» годов XXI века.

Мы были не единственными

Тем, кто склонен искать причины неудачи горбачёвской антиалкогольной кампании в неких особых российских традициях, следует вспомнить о «сухом законе», принятом конгрессом США в 1920 году в виде поправки к конституции (которая, если верить нашим либералам, настолько совершенна, что существует в неизменном виде больше 200 лет). Принимались эти поправки по тем же причинам, что и наш указ об усилении борьбы с пьянством — чрезмерное потребление алкоголя на душу населения, сопровождавшееся ростом преступности, разрушением морально-нравственных устоев общества. Причём если наша антиалкогольная кампания продлилась менее пяти лет, то в Америке «сухой закон» отменили лишь в декабре 1933 года, но тоже в разгар тяжёлого экономического кризиса. Американские аналитики также отмечают, что «сухой закон» с одной стороны благотворно повлиял на общество, но с другой — породил монстра, на борьбу с которым государству пришлось бросить огромные силы и средства — американскую мафию.

Вообще же в разных странах в разное время и с разным успехом предпринимались самые разные попытки искоренения пьянства. Нам наиболее известен опыт Финляндии, граждане которой ещё во времена СССР совершали «алкогольные туры» в Ленинград, поскольку приобрести свободно спиртные напитки в своей стране им не позволяет строгое антиалкогольное законодательство. После 1985 года такие туры финские любители выпить прекратили, возобновив их в середине 90-х. Правда, уже не в Ленинград, а в Санкт-Петербург…

Областная газета Свердловской области