Областной парламент «захватили» студенты

Большую часть дебатов занимают не выступления спикеров, а вопросы зрителей. Фото: Алексей Кунилов.

Большую часть дебатов занимают не выступления спикеров, а вопросы зрителей. Фото: Алексей Кунилов.

В Законодательном собрании Свердловской области большинством голосов приняли законопроект о ранней профориентации детей в школах. Но вряд ли он вступит в силу. Дело в том, что разработали и поддержали его не депутаты, а студенты уральских вузов, которые приняли участие в первых студенческих дебатах «Свобода слова», прошедших в ЗССО. «ОГ» выяснила, зачем молодёжь пустили в областной парламент и прислушаются ли к их идеям настоящие политики.

Первую студенческую дискуссию в Заксобрании области посвятили законопроекту об образовании. Две студенческие команды (по три человека в каждой) дискутировали на тему: стоит ли вводить профориентационные предметы с первого класса? Позицию «за», по традиции, отстаивала команда с названием «Правительство», отклонить законопроект пыталась команда «Оппозиции». Победителя словесной дуэли путём демократического голосования выбирали присутствующие в зале эксперты и зрители.

У каждого спикера было всего пять минут, чтобы убедить зал занять сторону его команды. Начинает «Правительство». Основной тезис их выступления: профильные предметы помогут школьнику с выбором будущей профессии. Оппозиция, в свою очередь, давит на то, что подобные предметы, напротив, лишают учеников всякого выбора, мол, вдруг ребёнок мечтает углублённо изучать историю или литературу, а его школа — с уклоном в сторону естественных наук. В итоге, весомее залу показались аргументы команды «Правительства».

— Для участия в дебатах мы специально выбирали ребят из разных вузов, — рассказывает президент Уральской лиги дебатов (УЛД) Ольга Степченко. — Каждый из участников уже успел зарекомендовать себя во время публичных выступлений на турнирах по дебатам.

По словам студента РАНХиГС Михаила Емеца (команда «Правительства»), в спортивных дебатах тему участники узнают за 15 минут до выступления, в этот раз им позволили подумать двое суток.

— В дальнейшем дебаты в Заксобрании области станут ежемесячными, — говорит Ольга Степченко. — Только в следующий раз участники лиги будут дискутировать уже не между собой, а с депутатами из разных фракций по поводу реально предложенных законопроектов. Нашей молодёжи есть что предложить парламентариям.

Мнения

Анатолий Матерн, бывший первый проректор УрФУ, депутат Заксобрания Свердловской области:

— Депутаты на подобных встречах со студентами смогут почерпнуть новые нестандартные идеи. Нам очень интересно наблюдать за тем, какие интересные решения социально важных проблем может предложить молодёжь. По итогам первых дебатов мы сделаем выводы. Тем более что сейчас как раз начинается процесс формирования бюджета по программе «Уральская инженерная школа» на будущий год. Идеи, которые прозвучали, обязательно будут приняты в расчёт. Думаю, для молодёжи участие в дебатах с депутатами будет крайне престижным мероприятием. Возможно, идеи молодых участников дебатов получат поддержку со стороны политиков. Не исключено, что кому-то из студентов поступит предложение о работе.

Алексей Пахомов, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области:

— Команда правительства была изначально в выигрышном положении и имела огромнейшую фору перед оппозицией. Сама жизнь подсказывает нам, что де-факто профориентация в школах существует. Однако команда правительства попыталась решить очень сложную проблему очень простым путём. Они свели всё к одному: предложили ввести профориентацию с первого класса и регулярно проводить среди школьников тесты, выявляя таким образом, к чему у них лежит душа.

Это и стало слабой точкой их выступления, куда и била оппозиция. Поймите, в вопросах образования и профориентации детей не существует универсальных средств.

Областная газета Свердловской области