Меняется порядок пополнения местных бюджетов

Умение глав муниципальных образований (МО) эффективно управлять доходами и расходами местной казны теперь само по себе становится источником дополнительных поступлений в бюджеты городских округов. Об этом шла речь на вчерашнем заседании правительства Свердловской области, которое провёл председатель регионального кабинета министров Денис Паслер.

Тема изменения подходов к формированию доходов МО была поднята в связи с рассмотрением вопроса об утверждении новых методик расчёта трансфертов из областной казны в местные бюджеты. Как доложила член правительства Свердловской области — министр финансов Галина Кулаченко, по согласованию с представительными органами муниципальных образований в 2013 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов полностью или частично заменяются дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Начиная с будущего года, в казну муниципальных образований будет поступать сорок процентов отчислений от НДФЛ.

— Двадцать процентов отчислений по этому налогу муниципалитеты уже получают в 2012 году, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации. К ним добавляются семь процентов, оговорённые в областном законодательстве, и тринадцать процентов, перечисляемые в рамках замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов, — пояснила Галина Кулаченко.

По её мнению, такая замена выгодна для муниципальных властей, поскольку превышение отчислений по налогу на доходы физических лиц над расчётным размером дотаций не будет изыматься в областной бюджет. Например, в 2012 году размер дотаций составит около пяти миллиардов рублей, а если заменить эти выплаты на дополнительные отчисления по НДФЛ, то доходы муниципальных образований по этой статье окажутся равными 8,4 миллиарда рублей. Как видите, выгода очевидна.

Кроме того, в такой ситуации заметно возрастает роль руководителей органов местного самоуправления. От того, насколько хорошо они сумеют организовать мероприятия по повышению налоговой дисциплины предпринимателей, работающих на территории их муниципалитета, будет в значительной степени зависеть размер доходов, поступающих в местную казну. Одновременно возрастёт заинтересованность глав МО в развитии малого бизнеса в их городских округах: чем больше будет налогоплательщиков — тем больше денег поступит в местную казну.

Кстати, эффективность муниципальных властей при решении финансовых вопросов теперь сама по себе может стать источником дополнительных поступлений в местную казну. Дело в том, что при прогнозировании местных бюджетов на 2013 год руководство Свердловской области решило впервые на практике использовать результаты оценки качества управления бюджетным процессом, сделанной областным министерством финансов по итогам прошлого года. По итогам этого ранжирования все муниципальные образования Среднего Урала разделены на категории качества управления бюджетным процессом. Те из них, которым повезло попасть в первую и вторую категории, получат право прогнозировать свой бюджет на 2013 год со специально утверждённым повышающим коэффициентом.

Между прочим, первую степень качества управления бюджетным процессом по итогам 2011 года получили Екатеринбург, Красно-уральск, Верхняя Пышма, Асбестовский городской округ и Камышловский муниципальный район. Причём, с точки зрения руководства Свердловской области, муниципалитетам Среднего Урала стоит направить свои дополнительные доходы на выполнение программ по энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса. В перспективе это позволит ощутимо сократить платежи за содержание различных муниципальных учреждений.

— Мы нацеливаем МО на реконструкцию и модернизацию муниципальных объектов коммунального хозяйства для оптимизации расходов по оплате энергоресурсов, а также для достижения энергоэффективности имеющегося оборудования, — отметила Галина Кулаченко.

Отличительной особенностью предстоящего года станет ещё и тот факт, что, согласно Указу Президента Российской Федерации, на 2013 год намечено очередное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. По предварительным расчётам финансистов, в консолидированном бюджете Свердловской области расходы на оплату труда сотрудников различных бюджетных организаций должны будут возрасти на 6,8 миллиарда рублей.

Областная газета Свердловской области