«Свердловское отделение «ЕР» готово к активным действиям»

По словам Виктора Шептия (слева) и Елены Чечуновой, на сегодняшний день строительство 80 новых школ в регионе — это приоритетное направление в работе свердловского отделения партии «Единая Россия». Фото: Алексей Кунилов.

По словам Виктора Шептия (слева) и Елены Чечуновой, на сегодняшний день строительство 80 новых школ в регионе — это приоритетное направление в работе свердловского отделения партии «Единая Россия». Фото: Алексей Кунилов.

В гостях у «ОГ» побывали заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области, секретарь Свердловского регионального отделения партии «Единая Россия» Виктор Шептий и заместитель председателя ЗССО, руководитель фракции «Единая Россия» Елена Чечунова. Партийные лидеры рассказали об условиях всероссийских праймериз (предварительных внутрипартийных выборов), которые единороссы проведут 22 мая 2016 года, о том, чем обернётся «национализация элит» для депутатов всех уровней, и обозначили основные болевые точки Свердловской области.

«Праймериз — это фильтр для кандидатов»

15 октября на совместном заседании Высшего и Генерального советов партии «Единая Россия» было принято решение о проведении предварительного голосования (праймериз) по отбору кандидатов, которые будут выдвинуты по спискам «ЕР» в депутаты Государственной думы седьмого созыва. Праймериз пройдут во всех регионах 22 мая 2016 года. Голосование будет тайным. Проголосовать смогут все желающие вне зависимости от партийной принадлежности, также для этого не нужна предварительная регистрация. Протоколы результатов праймериз станут основой для формирования пула кандидатов.

— Виктор Анатольевич, Елена Валерьевна, процедура праймериз — это сейчас единственная возможность попасть в список «Единой России»?

В.Ш.: Да. И нынешние правила закрепляют обязательность учёта результатов предварительного внутрипартийного голосования при выдвижении списков кандидатов от «Единой России».

— Как «Единая Россия» смотрит на факты, когда те кандидаты, которые не проходят по вашим спискам, не проходят праймериз, уходят затем в другие партии?

В.Ш.: Такое было в исключительных случаях. Например, когда не ставшие лидерами праймериз кандидаты шли самовыдвиженцами, при этом проигрывали. Так произошло на выборах глав в Верхнем Тагиле и Невьянске.

— То есть праймериз подтверждают свою объективность?

В.Ш.: Безусловно. Процедура голосования проходит в максимально открытой форме с привлечением не заранее зарегистрированных выборщиков, а всех желающих избирателей. Например, во внутрипартийном голосовании в тех же Невьянске и Верхнем Тагиле приняли участие более 10 процентов избирателей. Получился хороший срез общественного мнения по каждому кандидату.

Для самих кандидатов праймериз — это своеобразный фильтр. После участия в предварительных выборах они могут заранее понять, а стоит ли им продолжать борьбу. Или, может, лучше работать в команде, поддерживать других кандидатов.

— Исключат ли праймериз победу кандидата путём кулуарных договорённостей?

В.Ш.: Действительно, у некоторых избирателей и потенциальных кандидатов есть насаждаемое некоторыми СМИ мнение, что на самом деле праймериз — это декоративная процедура, что результаты обговорены заранее, что все друг с другом договорились и все необходимые папочки с фамилиями уже лежат по сейфам. Уверяю — это не так.

— Кто может прийти в партию и сказать: «Я бы хотел поучаствовать в праймериз»?

В.Ш.: Принять участие в праймериз смогут и члены партии, и сторонники, и беспартийные. Приёмом документов от кандидатов и подведением итогов праймериз будут заниматься организационные комитеты, создаваемые на федеральном и региональном уровне. Кроме представителей «Единой России» туда войдут участники различных общественных организаций.

— Сторонние наблюдатели на внутрипартийные выборы допускаются?

В.Ш.: Процедура максимально открытая. СМИ, наблюдатели от кандидатов могут свободно присутствовать. Лично приглашаю представителей вашего издания.

— Со списком документов, который кандидаты должны будут представить в избирательную комиссию, определились?

В.Ш.: Обычные в таких случаях сведения. Дополнительные требования к нашим кандидатам — справки об отсутствии судимости и уголовного преследования, а также об отсутствии двойного гражданства и зарубежных активов. Это не нарушает ничьих избирательных прав, партия сама вправе предъявлять требования к своим кандидатам. Так, в этом году мы были вынуждены отказать в выдвижении от партии двум кандидатам на местных выборах именно потому, что у них были выявлены судимости.

— К сведению, в Свердловской области лишь один бизнесмен подал декларацию о наличии активов за рубежом.

В.Ш.: Депутаты, которые избираются в Госдуму или в региональное Законодательное собрание, уже несколько лет находятся под таким повышенным вниманием и обязаны декларировать не только свои доходы, но и крупные расходы. Это делается не для того, чтобы усложнить людям жизнь, а чтобы сформировать органы власти, не ориентированные на «дядюшку Сэма». Это называется «национализация элит».

— Чем так называемая «национализация элит» обернётся для депутатов?

Е.Ч.: Соответствующий законопроект Госдума уже приняла в третьем — окончательном — чтении. Теперь для депутатов любого ранга, начиная от Госдумы и заканчивая поселковым уровнем, становится обязательной своевременная подача деклараций, запрещается иметь счета и активы за границей, вводится обязанность оповещать о наличии или возможности возникновения конфликта интересов. На ликвидацию счетов за рубежом даётся три месяца после вступления закона в силу. Все необходимые документы депутатам необходимо представить к 1 апреля. До этого ответственность не была предусмотрена, а сейчас, если своевременно не сдал декларацию, то, будь добр, мандат положи на стол.

«Проблема с садиками тоже казалась нерешаемой»

— Хотелось бы поговорить с вами о болевых точках нашего региона. Судя по письмам, которые приходят к нам от читателей со всей области, проблема номер один — это оптимизация сферы здравоохранения.

В.Ш.: Здравоохранение действительно тема номер один. Но не её оптимизация в целом, а конкретно развитие и доступность сети первичной медицинской помощи. У нас есть специальная рабочая группа, которая объезжает проблемные медицинские учреждения в регионе, фиксирует проблемы, после чего мы уже работаем по каждому отдельно взятому случаю.

Е.Ч.: Во многом проблема кроется в том, что жителям региона никто не объяснил ситуацию, как теперь будет обустроена вся система здравоохранения. Сейчас многие люди питаются слухами, что, мол, вот здесь больница закроется и нам совершенно некуда будет обратиться. Но это не так. Просто мы не можем обеспечить высокотехнологичным медицинским оборудованием каждую больницу. Это экономически неправильно. Поэтому создаются условия для формирования сети многоуровневой медицины — это когда идёт чёткое разделение на первичную помощь, неотложную помощь, медицину второго уровня и медицину высокого уровня. Безусловно, вопрос оптимизации индивидуален для каждого отдельного муниципалитета. К слову, мы проанализировали ситуацию, в том числе, например, в посёлке Зайково Ирбитского района, Горноуральском городском округе, и поняли, что там нельзя действовать по той схеме оптимизации, которую предлагает минздрав, и подкорректировали её в пользу жителей.

— На втором месте по количеству жалоб в нашу редакцию — программа капитального ремонта.

В.Ш.: Главная причина невыполнения программы этого года в том, что органы местного самоуправления были отстранены от непосредственного участия в программе. Сейчас одно из основных предложений — изменить подходы: муниципалитеты сами должны участвовать в подборе подрядчиков, контроле качества выполненных работ и в приёмке работ.

— Третий блок проблем — нарекания к качеству строительства социального жилья. Взять хотя бы программу переселения из ветхого жилья. Только наша газета обозначила 15 домов, построенных для переселенцев, где полезла плесень.

В.Ш.: 15 некачественных домов из 270, которые были построены — это, безусловно, немало. Эта ситуация также находится на особом контроле не только у нас, ею лично занимается губернатор Свердловской области. По каждому дому ведётся индивидуальная работа. Во многом эта проблема обозначилась благодаря публикациям в СМИ, за что вам большое спасибо.

— Приятно, что мы, как редакция, и вы, как орган законодательной власти, работаем в одном направлении. Какие ещё проблемные точки региона вы определили для себя как приоритетные?

В.Ш.: Строительство школ. Чтобы ликвидировать вторые смены в регионе, необходимо возвести 80 новых школ. Строительство обойдётся в 109 млрд рублей. Практически столько же область зарабатывает за год. Это очень много. Но всё равно это направление мы заявляем как приоритетное. Проблема с детскими садами тоже казалась нерешаемой. А что в итоге? К концу года местами в дошкольных учреждениях для детей от 3 лет будет обеспечен каждый ребёнок.

Второе — мы будем настаивать на продлении программы переселения граждан из ветхого жилья. По нынешним правилам, людей переселяют только из тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года.

— А если оглянуться назад и посмотреть на предыдущую программу «Единой России» за 2011 год — многое удалось выполнить?

В.Ш.: Некоторые пункты той программы не просто выполнены, а перевыполнены. Например, по строительству детских садов, многофункцио-нальных центров. Появился действенный контроль за тарифами ЖКХ, стали наводить порядок в сфере управления жилым фондом, развивается спортивная инфраструктура.

— Вопрос, который чаще всего возникает в СМИ Свердловской области: как убрать грязь в Екатеринбурге?

В.Ш.: Прежде всего, конечно, это вопрос к органам местного самоуправления. А рецепт, наверное, простой. Сейчас существуют современные городские технологии, которые позволяют очистить город от грязи. Да, это затратно, но Екатеринбург в этом году получит дополнительные финансовые средства в рамках подготовки к ЧМ по футболу и в рамках изменения системы оплаты труда в образовательных учреждениях.

— Ещё больший дискомфорт жителям Екатеринбурга сегодня доставляет ситуация с Макаровским мостом.

В.Ш.: Это действительно проблема. Уже губернатор взял эту ситуацию под личный контроль. Предложений по её решению два. Первое — построить за 2,5 млрд новый мост. Но это сроки, перекрытия дорог, новые мучения для людей, да и где найти такие средства? Второй вариант — за меньшие деньги, порядка 250 млн рублей, реконструировать, или, как говорят архитекторы, реабилитировать Макаровский мост. Сделать это можно будет в более короткие сроки, более безболезненно, но срок службы этого моста после такой реабилитации будет продлён лишь на 10 лет. Это временное решение. Оба этих варианта нужно обсудить с жителями мегаполиса.

«На выборах поборются юридические службы»

— Хотелось бы поговорить о ваших ожиданиях от предстоящих выборов. Задачи в части процентной доли голосов, которые вы бы хотели набрать, уже поставлены, или говорить об этом ещё рано?

В.Ш.: По итогам прошедших выборов в 11 региональных парламентов в каждый от нашей партии избралось квалифицированное большинство — не менее чем две трети. Это реальный ориентир и на предстоящие выборы.

Социологические результаты по Свердловской области показывают, что уровень доверия к партии в регионе достаточно высок, и он не сильно отличается от среднероссийского.

— Ваш прогноз относительно того, как пройдут предстоящие выборы?

В.Ш.: Первое, на чём мы акцентируем внимание — чтобы результат не вызывал сомнения у избирателей. За последний цикл выборов не было ни одной жалобы. Мы сотрудничаем с независимым корпусом наблюдателей «За честные выборы». Нынешнее избирательное законодательство достаточно совершенно, оно учитывает позитивный и негативный опыт кампаний. Всё чётко, открывай и читай. Прогнозирую, что в грядущие выборы будет борьба между юридическими службами, которые станут искать всевозможные зацепки для снятия кандидатов. Если я пойду на выборы, то первым делом изучу ещё раз основания для отказа в регистрации и сделаю всё, чтобы их не допустить. Если основные участники будут подходить к выборам с такой же меркой, никакой истерики не будет. Но, если честно, я в этом сильно сомневаюсь.

— Можно сказать, что отделение партии «ЕР» в нашей области одно из самых сильных, так как находится в условиях постоянной политической конкуренции?

В.Ш.: Скорее, готовое к активным действиям. И одно из самых строгих по своему регламенту. Мы понимаем, что любое наше действие отслеживается нашими квази-оппонентами, зачастую появляются абсолютно необоснованные обращения и жалобы во всевозможные инстанции. Стараемся не давать им повода.

— Насколько сегодня партия сильна с точки зрения организационной структуры? На примере городской думы Екатеринбурга мы нередко видим, что голоса некоторых ваших однопартийцев идут вразрез с партийным решением. Будете ли вы при формировании списков обращать внимание, чтобы в них присутствовали люди, как минимум смотрящие в одну сторону?

В.Ш.: Я не буду надевать розовые очки и говорить, что никаких противоречий между органами государственной власти и местного самоуправления столицы региона нет. Они есть. И мы видим это при обсуждении вопросов. Просто люди, которые входят в партию, избирались от партии «ЕР», в Екатеринбургской думе работают в разных местах, у них разные работодатели, с которыми они зачастую сверяют своё мнение и свою позицию. Это и приводит к тому, о чём вы спросили. Но эти случаи носят всё же эпизодический характер. Мой прогноз: в ближайшее время такие противоречия закончатся. Партийная избирательная кампания сплотит наших коллег.

— Вообще наличие внутрипартийной оппозиции — это нормально?

Е.Ч.: Было бы странно, если было бы по-другому. Только я бы назвала это различными мнениями. В нашу партию входят серьёзные, самодостаточные люди, у которых есть жизненный опыт и личная позиция по каждому вопросу, и она может отличаться от позиции партии. Поэтому каждый вопрос, который мы обсуждаем на заседаниях фракции, всегда обсуждается достаточно бурно. Однако после принятия общепартийного решения необходимо всё же подчиниться мнению большинства.

«Красные дорожки перед министрами больше не стелем»

— То есть по всем вопросам внутри фракции вы проводите голосование?

Е.Ч.: Да. Обсуждаем, голосуем, приглашаем председателя правительства и министров, если это необходимо. Ведь если мы принимаем какой-то закон, то в дальнейшем его реализует исполнительная власть, и нам необходимо чётко понимать, как он будет реализовываться.

В.Ш.: Позвольте небольшую ремарку. В отличие от предыдущих созывов ЗССО, когда приглашение министра считалось чем-то экстраординарным, теперь коллеги из правительства Свердловской области присутствуют практически на каждом заседании и обосновывают свои позиции, отвечают на вопросы, как они будут работать по конкретному закону, связанному с их отраслью. Такие встречи — это возможность без камер, без внешнего антуража разобраться в вопросе. Председатель правительства Свердловской области поставил перед всеми министрами задачу, чтобы они не просто отвечали на такого рода приглашения, а сами их инициировали.

— Случается, что вы отклоняете какие-то предложения правительства?

Е.Ч.: Всякое случается. Но всё происходит на этапе обсуждения. Не секрет, что мы проправительственная партия и фракция. Мы работаем в тесной связке с правительством. Депутаты нашей фракции входят во все рабочие группы, которые создаются на уровне министерств, на уровне правительства в целом. Поэтому мы не получаем какой-то готовый испечённый «пирожок» и пытаемся понять, с какой стороны его съесть. Мы находимся внутри процедуры разработки законопроекта.

— Заксобрание часто критикуют за то, что на одном заседании принимается закон сразу в трёх чтениях.

В.Ш.: Предварительная подготовка позволяет большинство законов принимать именно так. Но те законопроекты, которые требуют обязательного общественного обсуждения, принимаются в несколько этапов. Например, закон о промышленной политике у нас принят пока только в первом чтении. Идёт обсуждение деталей с союзами работодателей, общественными организациями и профильными структурами.

— Наверняка самое сложное решение предстоит вынести по закону о бюджете Свердловской области?

Е.Ч.: Конечно. Сейчас он обсуждается подробнее всех остальных. Не устаю повторять, что данный закон — это ноу-хау Свердловской области. Ни в одном другом регионе оценку расходных полномочий отдельно с каждым муниципальным образованием не обсуждают. А у нас в этой процедуре активное участие принимают местные депутаты, главы муниципалитетов, которые высказывают свои предложения о самых острых проблемах. Исходя из этого, мы корректируем оценку расходных полномочий в бюджете, чтобы оказать им помощь. Например, в том же Сухом Логе сейчас говорят только о водоснабжении. С другими социальными объектами они готовы повременить. В Верхней Салде просят выделить средства на строительство новой школы. В Новоуральске серьёзная проблема с лифтами в многоэтажных домах. То есть у каждого муниципалитета свои особенности, с которыми необходимо разбираться здесь и сейчас.

Областная газета Свердловской области