Как привлечь внимание президента

Корреспондент ИА «ЮграPRO» (ХМАО) Евгений Лебедько приехал на пресс-конференцию в национальном костюме своего региона. Но экстравагантный внешний вид не помог: вопрос задать не дали. Фото: Александр Пономарёв

Корреспондент ИА «ЮграPRO» (ХМАО) Евгений Лебедько приехал на пресс-конференцию в национальном костюме своего региона. Но экстравагантный внешний вид не помог: вопрос задать не дали. Фото: Александр Пономарёв

В четверг, 17 декабря, Президент России провёл ежегодную итоговую пресс-конференцию. Среди 1 390 журналистов, принявших в ней участие, были и два корреспондента «ОГ». Задать свой вопрос нам, правда, не удалось, зато мы выяснили, как устроена жизнь за кулисами президентской пресс-конференции, на какие уловки идут представители СМИ, чтобы их заметил Владимир Путин, какие вопросы остались вне внимания главы государства и что расстроило многих региональных журналистов.

Все подходы к зданию Центра международной торговли (ЦМТ) в Москве, где общение президента со СМИ проходило второй год подряд, заранее оцепили сотрудники правоохранительных органов. Перед парадным входом развернули первое КПП. Здесь специальным сканером проверяли подлинность журналистских пропусков на пресс-конференцию. В фойе центра представителей СМИ ждал второй досмотр, ничуть не уступающий тому, что организован в аэропортах: металлоискатели, рентгеновские сканеры, проверка документов, еду и воду — в урну. Всё? Нет. Третья проверка пропусков журналистов ждала перед входом в зал.

Для тех, кто следил за пресс-конференцией в прямом эфире, она началась в полдень по московскому времени. Для журналистов-участников — как только они переступали порог ЦМТ. Все тут же начинали выведывать друг у друга заготовленные вопросы. Большинство участников охотно озвучивали свои вопросы заранее, поскольку надеялись, что если не получится обратиться к Путину напрямую, то, может, получится попасть в сюжет какого-нибудь телеканала. А вот интервьюер телеканала «Дождь» Ксения Собчак поделиться своими планами отказалась, заявив, что её вопрос можно будет услышать во время общения с президентом. Такая самоуверенность была наказана: слова ей на пресс-конференции не дали.

По словам организаторов, ЦМТ подготовили для пресс-конференции всего за пять дней. В пресс-центре работало около 50 компьютеров с выходом в Интернет, для тележурналистов организовали хорошо освещённую площадку для выхода в прямой эфир. Иностранцам выдавали устройства синхронного перевода на английский, французский и немецкий языки. На первом этаже центра работал бесплатный буфет.

Первыми в зал, где прошла пресс-конференция (примерно за полтора часа до её начала), запустили фотографов и телеоператоров. Те журналисты, кто приехал на общение с президентом не в первый раз, об этом знали и затесались в их ряды, чтобы занять места поближе. А таких было немало. Поэтому, когда дверь открыли для пишущих, места в первых рядах уже были заняты. Правда, первые три ряда центральной трибуны организаторы тут же поспешили пересадить: они предназначались для представителей изданий кремлёвского пула.

В ожидании президента одни журналисты расчехляли свои заранее заготовленные плакаты для привлечения внимания, другие только принимались их рисовать. Из запомнившихся надписей: «Крым. Свет — Наш!», «Ловись, рыбка!», «Песков не даёт нам слова», «Я беременна» (держал мужчина), «Не тюлень, а Тюмень», «Безобидный вопрос». В воздух поднимали и разные вещи: например, свитер сборной России по хоккею, новогодние гирлянды, воздушные шарики.

Однако яркие надписи на плакатах и прочие вещи в этот раз практически не стали объектом внимания президента или его пресс-секретаря. Пожалуй, половину всей пресс-конференции Владимир Путин отвечал на вопросы журналистов кремлёвского пула. Этот факт сильно расстроил представителей региональных СМИ: «пуловики» ведь и так имеют к президенту прямой доступ, а для остальных ежегодная пресс-конференция — практически единственный шанс задать вопрос главе страны.

Что журналисты хотели предложить главе государства

Итоговая пресс-конференция Владимира Путина при рекордном количестве журналистов — 1 390 — продлилась лишь 3 часа 7 минут. Это вызвало разочарование среди приезжих корреспондентов, многие из которых хотели не только задать актуальные для своего региона вопросы, но и поделиться с главой государства местными инициативами. Вот самые неожиданные предложения по улучшению жизни в России, о которых — к сожалению, а может, и к счастью — не успел услышать президент.

Деноминация рубля. Корреспондент издания «Новая Сибирь» из Новосибирска Вячеслав Досычев собирался предложить президенту провести деноминацию рубля в отношении 100 к одному. Она могла бы оказать, по его словам, существенный «психологический и нравственный эффект».

— Очень интересно будет сравнивать с ценами в СССР 70-х и 80-х годов. Например, средняя зарплата в год самых высоких советских зарплат — 1985-й — была 179 рублей, а сейчас была бы 300 рублей. А цены (за исключением некоторых услуг ЖКХ и немногих других, типа парикмахерских) сейчас оказываются ниже. В том числе и бензин, и электроэнергия, и доллар (который стоил тогда 90 копеек, а сейчас будет стоить 60 копеек). Водка вообще даром будет, — уверяет Вячеслав Досычев.

Своё предложение он уже направлял в администрацию президента, откуда его переслали в Центробанк. Регулятор идею деноминации национальной валюты не оценил, отметив, что в ней нет экономической целесообразности.

Сухой закон. Плакат с надписью «Сухой закон» главный редактор газеты «Трезвый Петроград» из Санкт-Петербурга Анатолий Абросков держал на вытянутых руках, не опуская ни на секунду, в течение всей пресс-конференции. Журналист считает необходимым ввести запрет на продажу алкоголя в России с 1 января 2016 года.

— Из некоторых ответов президента я могу сделать вывод, что он видел мой плакат. Там, где он выступил против допинга, и там, где сказал подводникам Севастополя, что не надо частить с выпиванием. Поэтому я считаю, что цель моя достигнута, — с удовлетворением отмечает главред «Трезвого Петрограда».

Год патриотизма. Идею устроить в России наряду с Годом культуры, Годом литературы и Годом кино Год патриотизма должна была озвучить президенту главный редактор издания «Красное знамя Севера» (Республика Коми) Дарья Шучалина. Опыт его проведения уже существует в региональном формате.

— У нас этот год проходил под именем Года патриотизма. Было предложение перенять наш опыт на федеральном уровне, объявить один из последующих годов — понятно, что не следующий — Годом патриотизма. Нужно развивать патриотизм в масштабах страны — для поднятия национального духа.

Нефтеперерабатывающий завод в Грозном. Ответственное заявление о необходимости восстановления нефтеперабатывающего завода имени Асленбека Шерипова в Грозном должен был сделать главный редактор газеты «Вести республики» Ильяс Исмаилов. Одно из крупнейших предприятий в СССР было разрушено в годы военной кампании послесоветского периода.

— Восстановление завода могло бы стать дополнительным импульсом для развития реального сектора экономики республики, увеличения рабочих мест и принести общую пользу. У нас республика нефтяная, и было бы целесообразнее перерабатывать ресурс на месте, чем куда-то возить. Тем более, есть опыт советских годов, — поясняет Ильяс Исмаилов.

Главред «Вестей республики» рассказывает, что в 70—80-х годах ГНПЗ имени А. Шерипова производил парафин, который считался лучшим в мире. Именно его поставляли в Ватикан для изготовления свечей. Сейчас завод вновь мог бы послужить на пользу России.

Сюжет

Большая пресс-конференция Владимира Путина
23 декабря 2016 года в 14 часов по времени Екатеринбурга Президент России Владимир Путин проведёт ежегодную большую пресс-конференцию.

Областная газета Свердловской области