«Екатеринбург победил благодаря своему влиянию и инфраструктуре»

Успешно проведённая в партнёрстве с Китаем выставка «Иннопром-2015» явилась одним из главных козырей в борьбе Екатеринбурга за Российско-Китайское ЭКСПО. Фото: Алексей Кунилов.

Успешно проведённая в партнёрстве с Китаем выставка «Иннопром-2015» явилась одним из главных козырей в борьбе Екатеринбурга за Российско-Китайское ЭКСПО. Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №012 от 26.01.2016

Генеральный консул КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсян в интервью «Областной газете» рассказал, почему китайская инициатива «Экономический пояс Шёлкового пути» выгодна для России и всех азиатских стран, какие доводы стали определяющими при выборе уральской столицы для проведения Российско-Китайского ЭКСПО и какова доля его личного участия в победе Екатеринбурга.

— Господин Тянь Юнсян, какое значение в Китае придают проведению в Екатеринбурге в августе 2016 года Российско-Китайского ЭКСПО?

— После распада СССР отношения между Россией и Китаем развиваются очень интенсивно, особенно в экономической области и торговле. В китайском городе Харбин в течение многих лет проводилась Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. Её правопреемником стало Российско-Китайское ЭКСПО — международная выставочная платформа, призванная способствовать развитию и укреплению двустороннего сотрудничества России и Китая.

Поскольку в этой выставке участвуют представители обоих государств, то логичным продолжением развития ЭКСПО стало решение проводить его не только в Китае, но и в России, ежегодно чередуясь. Высшие руководители наших стран обсудили эту идею и пришли к общему мнению, что в 2016 году Российско-Китайское ЭКСПО пройдёт в России.

Но в каком именно городе? Это важный вопрос. В России у Екатеринбурга есть несколько сильных городов-конкурентов, в том числе Новосибирск, Казань, Уфа, Санкт-Петербург. Но в конце концов победил Екатеринбург, когда в декабре российский премьер Дмитрий Медведев в ходе своего официального визита в Китай подписал с нашим премьером Ли Кэцяном соответствующее соглашение.

Генеральным консулом КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсян работает уже два года. Фото: Александр Исаков

Победные аргументы

— Какие факторы стали определяющими при выборе Екатеринбурга в качестве места проведения Российско-Китайского ЭКСПО?

— Во-первых, Екатеринбург и Свердловская область очень влиятельны в политическом плане. Экономически ваш регион также развивается быстрее других субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, в прошлом году Екатеринбург успешно провёл международную выставку и форум инновационной промышленности «Иннопром-2015» при партнёрском участии Китайской Народной Республики. От этого уральская столица стала ещё популярнее в Китае, приобрела очень серьёзный опыт.

В-третьих, Екатеринбург — административный центр Уральского федерального округа. Здесь очень развита транспортная инфраструктура, проходит железная дорога из Китая, функционирует прямое воздушное авиасообщение с нашей страной (уже четыре рейса в неделю, в том числе в Харбин). Это важное условие для проведения ЭКСПО.

Четвёртый фактор — в Екатеринбурге хорошо развиты услуги гостеприимства: имеется достаточное количество гостиниц уровня пяти, четырёх и трёх звёзд, ресторанов. Кроме этого есть и само место для проведения выставки — большой и удобный Экспо-центр, который находится недалеко от аэропорта.

— Очевидно, сыграла свою роль и ваша активная работа в Екатеринбурге?

— Отчасти да. Я работаю здесь генеральным консулом уже два года. У меня сложилось впечатление, что Екатеринбург — это трудолюбивый и гостеприимный город. Когда определялось место проведения в России ЭКСПО, то я и в Пекине, и в посольстве КНР в Москве всегда говорил, что Екатеринбург является для этого наиболее подходящим вариантом, и называл вышеперечисленные аргументы.

— Победа Екатеринбурга в том числе и ваша личная победа?

— Я не против (смеётся).

Ждите много гостей

— Российско-Китайское ЭКСПО является частью реализации проекта КНР «Экономический пояс Шёлкового пути», направленного на интеграцию России, Китая и других азиатских стран. Как известно, США активно продвигают альтернативный вариант, так называемый «Новый Шёлковый путь», в котором стремятся интегрировать азиатские страны без участия России и Китая. Встречает ли ваша страна открытое или скрытое противодействие со стороны Вашингтона в части реализации российско-китайских экономических инициатив, в частности, в организации ЭКСПО в Екатеринбурге?

​— Глобализация во всех отраслях мировой экономики является тенденцией. Это нормально, что у США есть свои интеграционные планы, ведь Соединённые Штаты играют значительную роль в мире. Американский проект «Новый Шёлковый путь» появился даже раньше китайской инициативы «Экономический пояс Шёлкового пути». Конечно, они конкурируют друг с другом.

Смысл «Нового Шёлкового пути» в том, чтобы экономически объединить страны Южной и Центральной Азии (Индию, Пакистан, Афганистан, среднеазиатские государства СНГ, включая Казахстан). Но этот план в мировом сообществе пока не воспринимается должным образом, поскольку не содержит много конкретных мер. И в нём не рассматриваются Китай и Россия как главные участники интеграции.

Наш Шёлковый путь (как сухопутный, так и морской) призван объединить все заинтересованные страны региона, в том числе и Россию. Руководители наших стран уже договорились о том, что «Экономический пояс Шёлкового пути» будет реализовываться совместно с проектом Евразийского экономического союза. Поэтому считаю, перспективы нашего плана более логичные и реальные, чем у «Нового Шёлкового пути», предлагаемого американской стороной.

Справка «ОГ»

В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин в выдвинул инициативу по совместному созданию «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» (инициатива «Один пояс и один путь»).

В начале 2015 года китайское правительство опубликовало документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Одним из основных направлений «Одного пояса и одного пути» называется создание нового континентального моста между Европой и Азией, международных коридоров экономического сотрудничества «Китай — Монголия — Россия» и «Китай — Центральная Азия — Западная Азия». В их основу лягут крупные международные маршруты с опорными точками в ключевых городах и площадками для сотрудничества в важных торгово-экономико-производственных зонах.

— Появилась ли уже какая-то конкретика по проведению Российско-Китайского ЭКСПО в Екатеринбурге?

— Ориентировочно в марте будет создана совместная рабочая группа по подготовке и проведению выставки. В эту группу войдут представители Министерства экономического развития России, посольства КНР в Москве и Министерства коммерции Китая. Могу точно сказать, что число китайских участников самого ЭКСПО будет гораздо больше, чем в «Иннопроме-2015», потому что теперь речь идёт не только о промышленности, но и о всех других отраслях экономики, в том числе о торговле, туризме, электронной коммерции и т.д. И я знаю, что очень многие китайские компании заинтересованы принять участие в екатеринбургском ЭКСПО.

— На что Генеральное консульство в Екатеринбурге ориентирует предпринимателей из Китая в части установления экономических связей со Свердловской областью? В каких отраслях, на ваш взгляд, это сотрудничество может быть наиболее эффективным?

— Свердловская область — промышленно развитый регион, особенно здесь развито машиностроение. Здесь работают заводы, известные как в России, так и у нас в Китае: Уралмаш, Уралхиммаш, Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод, Уралэлектромедь. На всех этих заводах я уже побывал, стараюсь содействовать их сотрудничеству с китайскими корпорациями. Я часто рассказываю предпринимателям в Китае, что в вашем регионе проводится политика, поощряющая развитие производства и внедрение инноваций.

Опубликовано на основании договора

Областная газета Свердловской области