Нужен ли депутатам Госдумы «ценз оседлости»?

  • Опубликовано в №112 от 24.06.2016 

Госдума приняла законопроект, уточняющий категории лиц, на которых при выдвижении в Совет Федерации не будет распространяться требование «ценза оседлости».

Он подразумевает, что кандидат в сенаторы должен прожить в регионе не менее 20 лет в совокупности, либо в течение 5 лет до выдвижения занимать там должность на госслужбе. Пока эти ограничения, в частности, не распространяются на всех действующих федеральных депутатов. А новый закон освобождает от «ценза оседлости» лишь тех парламентариев, которые были избраны от региона, который намерены представлять в Совете Федерации. «ОГ» спросила депутатов Госдумы от Свердловской области, нужно ли вводить «ценз оседлости» для них и сколько необходимо прожить в регионе, прежде чем от него избираться?

Лариса Фечина («Единая Россия»):

— Для депутатов, идущих на выборы по одномандатным округам, однозначно нужен «ценз оседлости». Что же касается «списочников», то есть примеры, когда в Госдуму приходят депутаты, которые не живут на той территории, от которой избираются, но с ней их связывают какие-то серьёзные обстоятельства. Например, Павел Крашенинников родился в Полевском, а потом жизнь бросала его в разные регионы. Но это депутат-государственник, который возглавляет комитет, имеющий непосредственное отношение к разработке законодательства, возглавляет Ассоциацию юристов России, которая представлена и в Свердловской области. Думаю, если из доброго десятка депутатов от региона будет один такой депутат, то это допустимо. Но и для «списочников» это должно быть скорее исключение, чем правило. Вообще же депутат должен прожить в регионе не меньше пяти лет, а лучше и все десять, чтобы не было такого: приехал на территорию, пожил там, а потом быстро от неё избрался. Сама я живу в Свердловской области с 1967 года. Корнями я свердловчанка, но родилась в Челябинской области, так как мои родители были распределены туда после учёбы.

Валерий Черешнев («Справедливая Россия»):

— Кто-то эту идею приветствует, кто-то — нет. В ней есть противоречия. Очень многие политики сосредоточены в столицах — в Москве, Петербурге. Там на них не хватит одномандатных округов. С другой стороны, в регионах, чем дальше от Москвы, тем менее активна политическая жизнь, и нет таких подготовленных специалистов с опытом. Где мы найдём столько грамотных политиков, которые смогли бы отстаивать интересы региона, имея хорошие связи с министерствами и ведомствами, которые занимаются распределением бюджета? Хотя в принципе, конечно, депутат, защищающий права жителей конкретного региона, должен и сам быть оттуда, чтобы представлять их мнение. Сам я живу в Екатеринбурге с 1999 года и по своему опыту могу сказать, что после избрания в Госдуму депутату из региона требуется время (не меньше 4–5, а то и 10 лет), чтобы войти в курс дела на федеральном уровне, установить необходимые связи и использовать их в интересах своего региона и страны в целом.

Павел Дорохин (КПРФ):

— Нужно хотя бы лет пять проработать в регионе, чтобы узнать его. Я около 6 лет работал в Свердловской области и успел за это время изучить и проблемы населения, и предприятия. Для этого нужно ездить, встречаться с руководителями и по производственной, и по административной линии, с гражданами в общественных приёмных. Зная проблемы, которые плохо решаются на региональном уровне, депутат может выходить на министерства, ведомства, полпредства и администрацию президента. Но для эффективного решения проблем нужен обязательный опыт работы на федеральном уровне. Если знаешь только регион, но с федеральным уровнем не знаком, то многие вопросы будут решаться сложнее и дольше.

Константин Субботин (единственный представитель ЛДПР в госдуме от Свердловской области):

— воздержусь от комментариев на эту тему. (Прим. «ОГ»: Родился в Тюменской области, окончил Уральский государственный лесотехнический университет в Екатеринбурге. Избран в Госдуму в 2011 году).

Областная газета Свердловской области