Владимир Власов: «При каждом из трёх губернаторов требования ко мне оставались прежними»

Владимир Власов – кандидат в мастера спорта по плаванию. Из-за плотного графика посещать бассейн чаще одного раза в неделю не получается. Однако результаты на дорожке до сих пор показывает неплохие: 50 метров за 30 секунд. Фото: Александр Зайцев

Владимир Власов – кандидат в мастера спорта по плаванию. Из-за плотного графика посещать бассейн чаще одного раза в неделю не получается. Однако результаты на дорожке до сих пор показывает неплохие: 50 метров за 30 секунд. Фото: Александр Зайцев

  • Опубликовано в №159 от 30.08.2016

Первый заместитель председателя свердловского правительства Владимир Власов – один из ветеранов региональной власти. На работу в Белый дом он пришёл в конце 2005 года, а до этого трижды избирался главой Асбеста. О своём отношении к закону о ликвидации прямых выборов мэров, двуглавой системе управления муниципалитетами и о том, почему социально ориентированный бюджет приоритетнее бюджета развития, первый вице-премьер рассказал в интервью «ОГ».

– Владимир Александрович, есть два вида бюджетов: социально ориентированный, как в нашем случае (более 70 процентов средств направленны в социальную сферу), и бюджет развития. Первый вариант предполагает существенно большие затраты на строительство детских садов, школ, поддержку льготников. Приоритет второго – дороги, развитие инфраструктуры, модернизация производств, что может дать толчок бизнесу, а он, в свою очередь, будет отчислять больше налогов, тем самым доходная часть бюджета увеличится. На ваш взгляд, что приоритетнее?

– В моём понимании, бюджет развития в идеале должен быть около 20 процентов. У нас пока чуть меньше. Что касается 70 процентов, которые направляются на социальную сферу, то это всё-таки самое главное обязательство бюджета. Не зря в Конституции записано, что Россия – социальное государство. Я рассматриваю это как средства, вложенные в самую необходимую отрасль, – в человеческий капитал. Если человек увидит, что у него обеспечены условия для получения образования, медицинской помощи, если он может реализовать себя в культуре, спорте, тогда и отдача будет больше, а производительность труда выше.

– Кстати, об образовании. 1 сентября – начало нового учебного года, как вы оцениваете условия труда учителей, в частности уровень их заработной платы?

– За последние несколько лет она заметно выросла. Те параметры, которые установлены майскими указами Президента России, а именно: заработная плата преподавателей должна быть на уровне средней заработной платы в регионе, у нас выполняются. По итогам полугодия средняя зарплата педагогов, учителей школ превысила 34 тысячи рублей. Она даже несколько выше средней заработной платы по экономике области, которая составляет 31 200 рублей.

– Но часть педагогов всё же жалуются на уровень доходов. На это некоторые федеральные политики прямым текстом говорят: мол, знаете, учитель – это призвание, а если хочется много зарабатывать – есть бизнес. Вы согласны с таким советом?

– Я не разделяю эту точку зрения. Педагог должен реализовать себя как творчески, так и иметь соответствующий стимул труда. Подготовка педагогов, стимулирование их работы – это процесс, который идёт в нашем регионе не один год. Когда надо было поддержать выпускников педагогических вузов, мы пошли на то, чтобы молодёжь, приходя в школу, сразу же получала категорию, что сказывалось на их зарплатах и профессиональном росте. Сегодня один из наших приоритетов – педагоги XXI века.

– Другой немаловажный вопрос – медицина. Кампания по оптимизации вызвала много критики со стороны общественности. Но всё же её продолжали, вплоть до прихода нового министра Игоря Трофимова, который первым же своим распоряжением застопорил процесс. Почему это не сделали раньше?

– Уточним термин «оптимизация». Это требование законодательства, и процесс идёт по всем субъектам РФ. Но оптимизация включает в себя не только увольнение врачей и закрытие больниц. Главное – это меры, которые бы позволили сделать медицину в новых условиях более эффективной, качественной, доступной. С чего началась оптимизация? Во-первых, произошло переоснащение медицинских учреждений. На это были выделены беспрецедентные средства. Во-вторых, был задан тренд на повышение материального стимулирования труда врачей, особенно в первичном звене. Начались доплаты участковым терапевтам, педиатрам. В конце 2014 года вышли два федеральных закона за повышение эффективности и доступности здравоохранения: «Об основах охраны здоровья граждан» и «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

В области была громадная очередь на эндопротезирование суставов. Сейчас её нет. В год делались тысяча-полторы операций на сердце. Сейчас – более пяти тысяч. Сегодня высокотехнологичную медицинскую помощь оказывают не только областные поликлиники. Действуют более 30 медицинских организаций, среди которых государственные, муниципальные в Екатеринбурге, частные.

Безусловно, есть трудности переходного периода. Мы понимаем специфику региона по протяжённости. Реально начала работать программа, которая должна обеспечить эффективное и рациональное расположение на территории области организаций первичной медицинской помощи. Областное министерство разработало атлас, где указано размещение этих учреждений.

– Почему же тогда программу оптимизации всё-таки пришлось притормозить?

– Потому что мы пришли к пониманию: органы власти, местного самоуправления, наши организации недостаточно информируют население о том, что делается и как. У людей складывается впечатление, что в связи с оптимизацией увольняются врачи, что помощь будет недоступной. Но это не так. Новый министр делает правильные шаги и ставит во главу угла процессы разъяснения ситуации. Нет такого, что объединение происходит ради объединения. Просто менее слабые больницы прикрепляются к крупным, финансово устойчивым медучреждениям. Укрупнение больниц идёт с целью повышения их организационной работы, с целью экономии на управленческом персонале.

– В этом году во многих городах отменили прямые выборы глав. Как вы относитесь к такому решению, учитывая, что в своё время вы трижды избирались главой Асбеста?

– Местное самоуправление – это та система власти, которая непосредственно приближена к населению. Я не скажу, что не согласен с тем, что сейчас делается. Это мировые тренды организации местного управления. Но я, трижды прошедший через выборы, сторонник прямых выборов на уровне муниципальных образований. Это не только оценка труда человека, которого выбрал народ, но и в определённой степени элемент защищённости человека, поскольку за ним стоят люди, которые его выбрали.

– В качестве основного аргумента принятия этого закона была высокая концентрация переданных муниципалитетам госполномочий, до которых, по словам законодателей, нельзя допускать случайных людей.

– Сегодня 131-й федеральный закон о местном само­управлении жёстко и чётко регулирует те функции, которые есть у местного самоуправления. Я бы не сказал, что сейчас наши муниципальные образования перегружены функциями. А вот местные доходные источники сформированы недостаточно. Поэтому нужно обсуждать не вопрос доверия к главам, а отрабатывать механизмы наполнения местного бюджета, совершенствования перечня местных и регулируемых налогов, которые формируют доходную базу. Тогда это повысит и ответственность, и эффективность органов самоуправления.

– А если говорить о системах управления. На ваш взгляд, какая эффективнее: двуглавая, когда есть разделение на мэра и главу администрации, или система сильного мэра?

– Я сторонник системы сильного мэра. В этом случае люди понимают, кто и за что отвечает. Мы ведь живём на Руси. У нас люди при решении вопросов привыкли видеть лидера, ответственного человека. В начале 2000-х годов Россель отправлял нас за границу изучать систему моногородов. Мы были в Сан-Антонио (США), где как раз двухглавая система власти. Когда мы встретились с мэром, то по незнанию спросили: как они готовятся к зиме? Он нас просто не понимал. Ведь у них к зиме готовятся собственники домов, дорог, каких-то объектов. Когда встречались с главой администрации, он рассказывал, что работает по контракту, у него есть чёткий перечень функций, под выполнение которых ему выделены средства. Мы спросили: а если денег не хватает, а выполнять надо? Нас опять не поняли. Если у них записана работа, на которую нужно потратить сто долларов, то в сто долларов они и уложатся. Наши же главы сегодня решают задачи, которые существуют независимо от того, есть у них бюджет или нет. Потому что они чувствуют ответственность и ищут пути выхода.

– Вам довелось работать при трёх губернаторах. Как удалось сработаться с тремя разными командами?

– С приходом каждого из руководителей требования ко мне всегда оставались прежними. Работай эффективно, исполняй те государственные программы и функции, которые на тебя возложены, будь открытым, создавай команду для решения трудных проблем, и тогда претензий не будет.

– В этом месяце из жизни ушёл наш земляк скульптор Эрнст Неизвестный. Знаю, что в своё время вы курировали создание музея Неизвестного в Екатеринбурге. Может, стоит подумать, как ещё увековечить его имя на Родине?

– Я поддерживаю увековечение имени Эрнста Неизвестного здесь у нас. А что назвать в честь него? Нужно, безусловно, подумать, посоветоваться с нашими жителями, краеведами. Может, назвать улицу. Может, один из социальных объектов. У нас ведь есть учреждение, где готовят студентов, которые выбрали стезю искусства.

Областная газета Свердловской области