Константин Киселёв: «Про юмор в политике стоит забыть»

  • Опубликовано в №165 от 07.09.2016 

Уже на протяжении нескольких недель в «Областной газете» на безвозмездной основе (в рамках избирательного законодательства) публикуются агитационные материалы кандидатов и политических партий. «ОГ» побеседовала с политологом, коллекционером политической рекламы, а также организатором и участником соответствующих выставок Константином КИСЕЛЁВЫМ и попросила его прокомментировать предвыборный креатив.

«Тенденция одна — стало суше»

— Если говорить о тенденциях, как изменились призывы, на которых делают акценты кандидаты в своих агитках?

— Единственная тенденция — стало суше. Но это может быть впечатление, так как постепенно все привыкли к военной интонации, с одной стороны, и к банальностям — с другой. Забота, зарплата, защита, закон и тому подобное доминируют. Увы. Фантазии нет.

— Можете выделить для себя самые выигрышные и провальные агитки?

— Это невозможно сделать. Во-первых, размещение в одном месте, в данном случае на одной газетной полосе, сразу нескольких агиток на сленге политконсультантов называется «братской могилой». Избиратель, читатель просто пролистывают эту газетную полосу. Для них все одинаковы в 99 процентах случаев. Во-вторых, все в своём репертуаре и ничем не удивляют. Протестующие стремятся высказать протест. Тем, кому нечего сказать, кроме четырёх букв своего названия, эти четыре буквы и лепят везде и всюду.

— Как оцениваете уровень визуального и текстового креатива?

— В ноль. Но возникает другой вопрос: а зачем креативить на «братской кандидатско-партийной могиле»? Кстати, к чести «Областной газеты» могу сказать, что на этот раз ваше издание помогло кандидатам — и цветом, и вёрсткой постаралось выделить всех.

— Есть партии и кандидаты, которые в своих агитках используют поэзию или просто непонятные слоганы без какого-либо призыва. Выглядит странно.

— Это выдаётся за какой-то креатив. На самом деле юмор в серьёзных кампаниях не работает. Это нужно запомнить всем. Занимаешься серьёзным делом — делай это серьёзно. Политиков критиковали, смеялись над ними, но относились к политике внимательно, и только серьёзно. Если видели трикстера, шута, то и относились к нему как к шуту. С учётом того, что трикстер может быть только один, а он у нас уже есть, и его партия как раз из четырёх букв, то остальным про юмор в политике стоит забыть.

«Кампания проходит без серьёзных технологов»

— На мой взгляд, банально выглядят не только агитки, опубликованные в «ОГ». Это вообще тенденция этой кампании. В большинстве своём не чувствуется работы профессиональных дизайнеров и грамотных политтехнологов.

— Во-первых, эта кампания проходит и фактически уже прошла без серьёзных технологов. У оппозиции точно. И денег нет, и все якобы научились сами. И это ошибка. Я знаю десятки кандидатов, которые делают это сами, выглядят смешно, проигрывают, но играют в выборы без технологов. В итоге тратят бльшие деньги, нежели с хорошим технологом. Условно говоря, они могли бы обойтись одной качественной листовкой для достижения результата, но им приходится тратиться на десяток агитационно-пропагандистских материалов.

Во-вторых, я сильно расстроен. Помимо того, что я технолог и консультант, я ещё преподаватель и учёный. И потому радуюсь, когда вижу находки, креатив, движение. Увы, в этой кампании не вижу нового поколения технологов, интересных находок. Вижу повторы. Иногда качественные, чаще плохо слепленные из того, что мы делали двадцать лет тому назад.

— То есть у нас в области по части политтехнологий ничего принципиально нового и интересного не увидели?

— Нет. Не увидел. Я бы поставил вопрос иначе: что понравилось? Такое есть. Когда-то, примерно год назад, лично проводил исследование по идентичности в регионах Большого Урала. И в Свердловской области оказалось, что очень и очень многие ощущают себя уральцами. Прежде всего, разумеется, россиянами, а потом именно уральцами. Не использовать это в политической рекламе — глупость. И потому, когда я увидел у одной из партий слоган со словом «Урал», то стало ясно, что люди, занимающиеся там технологиями, думающие и понимающие.

— Можете вспомнить и описать пару самых запоминающихся и работающих слоганов из предыдущих кампаний?

— Когда-то я издал две книги, посвящённые слоганам. Одна из них в соавторстве с политологом Сергеем Мошкиным — просто коллекция слоганов. Обладая банком в несколько тысяч слоганов, могу точно сказать, что в кампании Страхов против Росселя (выборы губернатора Свердловской области 1995 года) лучшим был слоган Эдуарда Эргартовича: «Голосуй не за страх, а за совесть». В кампании Ельцина (президентские выборы 1996 года) отличились такие: «Голосуй или проиграешь!» и «Голосуй сердцем!»

Областная газета Свердловской области