«Партии боятся показывать свои программные статьи публично»

  • Опубликовано в №167 от 09.09.2016

Вчера, ровно за 10 дней до единого дня голосования, завершился период, в течение которого партиям, участвующим в выборах депутатов Госдумы и регионального Заксобрания, необходимо было опубликовать свои предвыборные программы. Подавляющее большинство политических объединений это требование законодательства выполнили, но лишь формально, обнародовав свой план действий в собственных партийных изданиях и Интернете.

«Партии сами себя обедняют»

На прошлой неделе в ходе заседания Центральной избирательной комиссии её председатель Элла Памфилова назвала четыре партии, которые на тот момент не опубликовали свои предвыборные программы. Среди них оказались: «Яблоко», «Гражданская сила», ПАРНАС и «Коммунисты России». По закону партии, зарегистрировавшие списки кандидатов в Госдуму, должны были разместить свои предвыборные программы в Интернете, опубликовать их в одном из общероссийских государственных печатных изданий, представить в ЦИК копию указанной публикации и сообщить адрес сайта, на котором размещена программа. Как «ОГ» сообщили в пресс-службе ЦИК РФ, эти объединения до сих пор не представили данные в Центр-

избирком. Никакой юридической ответственности за несоблюдение этого требования объединения не понесут. «Партии сами себя обедняют, не представляя программы на суд избирателей. Это в их же интересах», — отмечала ранее Памфилова.

В избирательной комиссии Свердловской области «ОГ» рассказали, что чёткого порядка по публикации партийных программ нет, и они не отслеживают, выполняют ли партии это требование закона.

К слову, в нашем самом многотиражном издании Свердловской области, охватывающем около 70 тысяч подписчиков, в полном объёме свою региональную программу опубликовала только «Единая Россия» (номер «ОГ» от 6.09.2016 г.). Как рассказывают в других партиях, они считают такой способ агитации неэффективным. По их мнению, читатель не станет изучать объёмные программные тексты, поэтому и проплачивать их размещение на нескольких газетных полосах нет никакого смысла. Поэтому, чтобы соблюсти требования законодательства, большинство объединений публикуют свои программные статьи в собственных партийных изданиях, зарегистрированных как СМИ, и в Интернете (программы действительно имеются на сайте всех партий, участвующих в выборах).

В изданиях, рассчитанных на массовую аудиторию, партии чаще всего размещают лишь агитационные материалы с отдельными тезисами из своих программ. Зачастую это какое-нибудь обещание, нередко отдающее популизмом, типа «повысим пенсии», «искореним коррупцию» и так далее (яркий пример — агитационные материалы, которые уже на протяжении нескольких недель публикуются в «ОГ» на бесплатной основе). Правда, за счёт чего они собираются этого добиваться, к сожалению, не говорится. По сути, чёткий ответ должен быть прописан в полной версии программной статьи, но где бы её ещё найти рядовому избирателю — вопрос.

«Если и пройдут, то не за счёт своих программ»

— Мы с коллегами неоднократно обсуждали эту тему. Дело в том, что программные документы многих партий недостаточно разработаны, — считает политолог Анатолий Гагарин. — Там нет внятных предложений, например, по улучшению экономической ситуации в стране. Хотя социология показывает, что это на данный момент основополагающая тема. Партии, наверное, полагают, что избиратели будут подкупаться популистскими заявлениями. Поэтому я думаю, что они боятся показывать свои программные статьи публично, полагая, что они будут подвергнуты критике за слабые доводы. По-этому мы сейчас видим, что в парламенте останутся четыре парламентские партии, а остальные кандидаты если и пройдут, то не за счёт своих программных документов, а за счёт авторитета кандидатов-одномандатников.

Областная газета Свердловской области