Принесут ли новые партии свежие идеи?

Новорождённые политические партии зачастую похожи друг на друга, как люди в котелках на картинах Рене Магритта.  Рене Магритт «Месяц сбора винограда».

Новорождённые политические партии зачастую похожи друг на друга, как люди в котелках на картинах Рене Магритта. Рене Магритт «Месяц сбора винограда».

На сайте Министерства юстиции РФ в списке зарегистрированных политических партий уже 59 организаций — за три месяца на политическом поле России появилось ещё 15 игроков. Цифра хоть и впечатляет, но уже почти не удивляет. Это только количественный показатель, в политике же надо смотреть и на качество. Что предлагают нам новички?

Если пройтись по названиям (то, на что избиратель в первую очередь будет ориентироваться, прежде чем поставить галочку в бюллетене), мы увидим однообразно пафосный список. Демократы, коммунисты, народные партии и борцы за справедливость разбавлены любителями Интернета и социальных сетей. Обратила на себя внимание не так давно зарегистрированная партия «Рождённые в СССР». Как ни странно, возглавляет её вовсе не исполнитель одноимённой песни Юрий Шевчук, а Александр Леонтьев. Любопытства ради я, тоже, кстати, рождённая ещё в СССР, решила зайти на сайт этой партий — так сказать, познакомиться поближе.

Символика и красные тона тут же породили вполне конкретные ассоциации с коммунизмом — в его советской интерпретации. Фотография председателя партии с характерной лысиной и бородкой завершила дело. Сходство с вождём пролетариата, конечно, слабое, но намёк ясен. Опыт старшего поколения (читай — рождённого в Советском Союзе) буквально ставится во главу угла — только этим и обосновано название партии. В почёте патриотизм, «сбережение народа» и гражданское общество, мирно соседствующее с ностальгией по советской эпохе.

Чуть раньше регистрацию прошла партия «Российский Объединённый Трудовой Фронт» («РОТ Фронт») — ничего не напоминает? Впрочем, появилась она раньше, чем Общероссийский народный фронт и на деле имеет с ним мало общего. Она возникла в 2010 году на основе Российской коммунистической рабочей партии и профсоюзов. Даже минимальное знакомство с «РОТ Фронтом» выглядит как экскурсия в прошлое, куда-то в первую четверть двадцатого века...

Не многим лучше обстоят дела и с остальными. Новые игроки на политическом поле либо предлагают некое общее собрание идей («Развитие России», «Против всех»), либо, наоборот, слишком узко ориентированы («Казачья партия РФ», «Альянс Зелёных — Народная партия»).

Скучно, товарищи. Неужели при всём нашем нынешнем партразнообразии не найдётся ничего действительно нового? А что там с детищем Михаила Прохорова? Или партия «Социальных Сетей»? Уж те-то наверняка дали волю политическому креативу.

Партия «Гражданская платформа», созданная по инициативе одного из кандидатов в Президенты РФ Михаила Прохорова, в списке минюста стоит на 36-м месте. Регистрацию она прошла давно, а вот с идеологией определилась лишь несколько недель назад. Надо отдать должное — с точки зрения стилистики и здравого смысла программный документ этой партии весьма неплох. В нём, по крайней мере, отсутствуют полные патриотического пафоса и неуместного восторга фразы. Вроде бы всё те же слова о желании сделать жизнь в России комфортной, только более спокойные и по-современному выдержанные. Многие предложения «Гражданской платформы» так или иначе совпадают с тем, что мы с вами уже не раз слышали от представителей других партий — и старых, и новых. Пожалуй, этот политический игрок как раз тем и силён, что одевает уже известные идеи в стильный костюм.

Всероссийская политическая «Партия Социальных Сетей» при ближайшем рассмотрении и вовсе разочаровала — пустышка, непонятно каким чудом прошедшая регистрацию. Ни толковой программы, ни какой-либо деятельности за ней не замечено. «Интернет Партия» на этом фоне выглядит куда лучше, выступая с абсолютно конкретными и даже интересными предложениями. Суть заключается в том, чтобы максимально активно задействовать глобальную сеть и в делах государственных, и в делах социальных. Проблема одна — всё это больше тянет на один из пунктов программы, а не на целую идеологию, которую можно предложить современному российскому обществу...

Похоже, что на очередных выборах избиратель перед бюллетенем будет выглядеть как покупатель перед огромной витриной, блещущей показным разнообразием товаров. Яркие упаковки, броские названия, привлекательные условия и очень часто — подозрительно похожая начинка... Так, глядишь, руки сами потянутся к уже давно знакомым и проверенным брендам. Может, не очень современно, зато надёжно.

Областная газета Свердловской области