Бюджет должен быть социально-направленным и умеренно-консервативным. Свердловский губернатор выступил перед народными избранниками с бюджетным посланием. Стенограмма выступления

 
Министр финансов Галина Кулаченко, губернатор Евгений Куйвашев и руководитель администрации главы региона Яков Силин (справа): последние штрихи к бюджетному посланию губернатора Заксобранию. Фото Станислава Савина.

Министр финансов Галина Кулаченко, губернатор Евгений Куйвашев и руководитель администрации главы региона Яков Силин (справа): последние штрихи к бюджетному посланию губернатора Заксобранию. Фото Станислава Савина.

О ситуации в экономике области

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

В соответствии с Уставом Свердловской области и Законом о бюджетном процессе представляю вам основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2013 год и плановый период до 2015 года.

Как подчеркнул Президент России Владимир Владимирович Путин, задача бюджетной политики — стать "эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики«.Считаю, что в Свердловской области имеются для этого все необходимые предпосылки и возможности. Ситуация в экономике региона характеризуется как стабильная с преобладанием положительной динамики развития.

Темп роста валового регионального продукта и физические объёмы промышленного производства превысили среднероссийские, выйдя на докризисный уровень. Продолжается структурная перестройка экономики, модернизация промышленного комплекса, возрастает доля высокотехнологичного и инфраструктурного секторов, растёт инвестиционная активность.

Улучшилась демографическая ситуация. В 2011 году область впервые за много лет вышла на положительную динамику численности населения. Растёт продолжительность жизни, стабилизировалась ситуация на рынке труда. Поддерживается устойчивость бюджетной системы, в полной мере обеспечивается исполнение законов социальной направленности и всех социальных обязательств.

В то же время в Свердловской области сохраняется ряд нерешённых проблем. По-прежнему высока зависимость региона от ситуации на мировых рынках сырья и металлов. Доходы бюджета все ещё отстают от докризисного уровня. Так, если в докризисный период доходы консолидированного бюджета Свердловской области составляли 14 рублей со 100 рублей добавленной стоимости, произведённой в регионе, то сегодня это только 13 рублей. Учитывая масштаб экономики, сумма недополученных доходов бюджета в прошлом году составила 12-15 миллиардов рублей.

При общем нарастании объёма инвестиций сектора, обеспечивающие экономическое развитие области, испытывают недостаток финансов. Таким образом «точки экономического роста», способные дать серьёзный импульс модернизации, длительное время находятся на «голодном пайке» и постепенно могут превратиться в «проблемные». Это относится, в первую очередь, к проектам создания кластеров, особой экономической зоны «Титановая долина», химического парка в Нижнем Тагиле.

Уровень заработной платы отстаёт от среднероссийских показателей. Основная причина тому — неэффективная занятость, низкая производительность труда, высокая доля неквалифицированного труда, большое количество «теневых» схем выплат заработной платы.

Недостаточно высока эффективность бюджетных расходов. Так, несмотря на значительные бюджетные вложения в развитие сети детских садов, коренного изменения ситуации в этой сфере пока добиться не удалось. Удовлетворённость жителей области качеством услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной политики остаётся на низком уровне, несмотря на то, что расходы на эти статьи были существенно увеличены.

Сложившаяся система межбюджетных отношений не стимулирует органы местного самоуправления на развитие собственной экономической базы, а в некоторых случаях и препятствует этому.

Налоговые льготы, действующие в Свердловской области, не всегда приводят к нужному экономическому эффекту, а зачастую только увеличивают нагрузку на областной бюджет.

О социальных расходах

Как подчеркнул Владимир Владимирович Путин: «Деньги должны идти в обмен на преобразования, каждый рубль бюджета должен стимулировать развитие, менять качество экономики и качество повседневной жизни наших граждан».

Сегодня в Свердловской области около 75 процентов расходной части бюджета — это расходы, связанные с содержанием социально-культурной сети. Расходы на реализацию областных целевых программ в области социальной политики за последние три года увеличились более чем в 5 раз.

Мы сохраним социальную направленность бюджета и обеспечим финансирование принятых законов. С 2013 года вступают в силу законы о региональном материнском капитале, пособии малоимущим многодетным семьям, едино-временном пособии женщине, родившей двух и более детей. На финансирование этих мер социальной поддержки только в 2013 году дополнительно потребуется более одного миллиарда рублей.

С другой стороны, нам необходимо сделать систему социальной поддержки и социальных выплат более адресной и ориентированной на результат. Любые новые социальные обязательства должны быть, прежде всего, обеспечены надёжным долгосрочным финансированием.

Сегодня перед нами стоят задачи по доведению уровня заработной платы работников социальной сферы до среднего показателя по экономике, а минимального размера оплаты труда — до величины прожиточного минимума.

При этом нагрузка на бюджет ещё более возрастёт, значит, необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности бюджетной сферы. В каждой бюджетной отрасли, кроме плана по повышению заработной платы, должен быть разработан план повышения эффективности работы подведомственных учреждений. Необходимо предусмотреть и реорганизацию бюджетной сети для более эффективного использования финансовых средств.

В ближайшее время необходимо активизировать переход учреждений социальной сферы, в первую очередь образования и здравоохранения, в статус автономных учреждений. Это даст стимул их руководителям для привлечения дополнительных источников финансирования, внедрения новых услуг, создания полноценных Наблюдательных советов, позволит повысить уровень заработной платы и привлекать для работы квалифицированных и востребованных специалистов, а также усилить контроль за расходованием бюджетных средств в каждом автономном учреждении.

Переход к автономным учреждениям должен быть разумным и плановым. Мы не должны «стричь под одну гребёнку» все муниципалитеты, которые сегодня сильно отличаются друг от друга по уровню обеспеченности налоговыми поступлениями. Необходимо провести градацию муниципалитетов и начать широко применять статус автономного учреждения.

В сфере охраны здоровья граждан приоритетом бюджетной политики должны стать переход к преимущественно одноканальному финансированию, федеральным стандартам оказания медицинской помощи, решение кадровой проблемы. Необходимо обеспечить завершение модернизации наркологической службы Свердловской области и создание отделений реабилитации для наркозависимых лиц.

В образовании ключевой задачей остаётся решение проблемы нехватки мест в детских садах, расширение форм предоставления услуг системы дошкольного образования, в частности, формирование дошкольных групп на базе общеобразовательных школ, поддержка негосударственных дошкольных образовательных учреждений. В бюджете должны быть учтены расходы на предоставление дополнительного образования детям и поддержку талантливых детей.

В профессиональном и высшем образовании необходимо предусмотреть меры, направленные на увеличение выпуска студентов, обучающихся по инженерным специальностям и рабочим профессиям с высоким уровнем квалификации, предусмотреть возможности прямого участия работодателей в подготовке специалистов необходимого профиля.

Как я уже сказал, социальная защита населения должна стать более адресной. Свою нишу в реализации социальной политики должны занять некоммерческие организации. Необходимо повышать эффективность работы по поддержке малоимущих и многодетных семей, формированию доступной среды для инвалидов. На новый уровень должна выйти работа по семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И конечно, поддержка ветеранов, людей пожилого возраста была, есть и будет приоритетом социальной политики.

В сфере культуры одним из наших приоритетов должна стать поддержка учреждений культуры на селе и в отдалённых территориях. Сельский клуб, сельская библиотека — это зачастую единственная возможность приобщения к культуре у жителей уральской деревни. Уверен, что реальной альтернативой тем негативным факторам, что сказываются на здоровье нации — алкоголизму и наркомании — должны быть культура, спорт, физическая культура. Поэтому считаю необходимым принять и профинансировать специальную программу по строительству и капитальному ремонту сельских клубов, на условиях софинансирования формировать фонды сельских библиотек.

В развитии физической культуры и спорта в Свердловской области должна быть выстроена чёткая вертикаль: от дворовых площадок и ФОКов, спортивных комплексов «шаговой доступности», до школ олимпийского резерва и спортивных объектов, способных принять турниры мирового уровня. Необходимо создать региональные центры спортивной подготовки сборных команд и обеспечить соответствующие условия для участников Олимпийских, Сурдолимпийских и Паралимпийских игр.

О жилье, дорогах и «столице»

Считаю необходимым коренным образом изменить подходы к развитию инфраструктуры. Принцип должен быть простой: там, где мы строим дороги и развиваем коммунальные сети, мы должны иметь просчитанные и достижимые показатели в повышении качества жизни людей и в темпах экономического развития. В том числе и во вводе квадратных метров жилья.

Доступное и качественное жильё должно строиться в каждом муниципальном образовании. Стимулом для развития жилищного строительства должно стать обеспечение земельных участков, выделяемых под строительство, необходимой инженерной инфраструктурой. В решении этого вопроса должен быть задействован механизм государственно-частного партнёрства. Такие примеры есть, и мы их будем использовать в нашей работе.

В развитии дорожного хозяйства на 2013-2015 годы наши приоритеты — формирование межрегиональных транспортных коридоров, строительство обходов городов и посёлков, строительство дорог, связывающих сельские населённые пункты с сетью дорог общего пользования.

В 2013-2015 годах должно быть предусмотрено предоставление субсидий:

—на ремонт дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;

—на продолжение строительства Екатеринбургского метрополитена. Безусловно, за помощью в строительстве метрополитена мы будем обращаться и в Федерацию.

Необходимо принять программу «Столица», первым этапом реализации которой станет благоустройство Екатеринбурга, ремонт городских улиц и дворов, строительство дорожных развязок.

Системные решения должны быть приняты в сфере жилищно-коммунального комплекса. Нам нужно выводить ЖКХ из статуса «чёрной дыры», обеспечивать прозрачность ценообразования в этой сфере, повышать качество услуг при одновременном наращивании финансовых вложений в модернизацию отрасли. И уже со следующего года мы перейдём к глубокой модернизации ЖКХ в ряде муниципалитетов.

Для решения экологических проблем региона необходимо принять комплексную программу, одной из составляющих частей которой станет утилизация бытовых отходов, строительство заводов по сжиганию мусора. Как показывает европейский и российский опыт, при современных технологиях мусоросжигательные заводы способны давать дополнительное тепло для отопления жилых домов, снижать выбросы парниковых газов в атмосферу. И, конечно, решать главную проблему — эффективно бороться с накоплениями мусора.

Отдельно хотел бы остановиться на государственной поддержке агропромышленного комплекса. Необходимо продолжить работу по повышению уровня доходности и финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Этому должна способствовать реконструкция действующих и создание новых производств в сельском хозяйстве, привлечение и закрепление в отрасли молодых специалистов. Следует продолжить работу по созданию семейных ферм на базе крестьянских хозяйств, развитию кооперативов.

О бюджетной стратегии

Важнейшей задачей в условиях нестабильной ситуации, складывающейся на мировых рынках, должно стать ведение сбалансированной и чёткой бюджетной политики. Формирование бюджета должно происходить на основе умеренных или даже консервативных прогнозных оценок развития экономики Свердловской области в среднесрочном периоде.

Одновременно одной из ключевых задач на 2013 — 2015 годы является сдерживание роста долговых обязательств Свердловской области и взвешенный подход к предоставлению государственных гарантий.

Важнейшее направление — укрепление доходной части бюджета. Правительство, налоговые органы должны значительно усилить работу с налогоплательщиками. Вклад каждого хозяйствующего субъекта в доходы бюджета должен соответствовать среднеотраслевым показателям. Недопустимо, когда уровень налоговой нагрузки схожих предприятий в разных муниципалитетах и даже в разных частях одного города отличается в разы. Каждому такому случаю должна быть дана профессиональная и компетентная оценка.

Одновременно необходимо вести конструктивный диалог с крупнейшими компаниями России, чьи подразделения расположены на территории области, и найти согласованные решения по существенному повышению бюджетной отдачи от их деятельности.

Отношения с крупными, вертикально интегриро-ванными компаниями, ведущими консолидированную отчётность в части формирования центров прибыли, должны быть оформлены в виде Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве.

Но главное направление, которое может коренным образом изменить ситуацию — это создание новых высокоэффективных производств.Для этого мы должны коренным образом пересмотреть нашу политику в отношении зон опережающего развития. Первые резиденты в особой экономической зоне «Титановая долина» должны начать работать уже в 2013 году.

В целом нужно выйти на системную работу по созданию «точек экономического роста» практически в каждом муниципальном образовании. Этому должны способствовать и гранты Губернатора, которые после широкого общественного обсуждения будут вручаться муниципалитетам на реализацию проектов, направленных на повышение качества жизни людей, динамичное развитие территорий.

Исполняя поручение Президента России, мы должны разработать бюджетную стратегию на период до 2030 года, которая должна быть увязана с долгосрочными целями социально-экономической политики. И в целом выйти, в соответствии с федеральными установками, на «программный бюджет».

В этом году мы должны провести корректировку отраслевых стратегий и схем размещения производственных, инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы на период до 2020 года, определить новые точки роста, разработать программы создания новых производств.

Именно на реализацию этих стратегических документов должна быть направлена политика в сфере бюджетных инвестиций, государственной поддержки инвестиционной деятельности и налоговых преференций. Одновременно нужно провести ревизию уже действующих налоговых законов, проанализировать эффективность предоставленных и предоставляемых льгот по конкретным налогоплательщикам.

Необходимо завершить работу по реализации требований федерального стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив.

Активное участие в инвестиционной деятельности должны принимать каждое министерство, каждое муниципальное образование, от которых непосредственно зависит решение актуальных для инвесторов вопросов — обеспечение кадрами, землёй, доступной инфраструктурой. Ведущее место в системе взаимодействия бизнеса, общества и власти должен занять Совет по инвестициям, сформированный при Губернаторе Свердловской области.

Об открытости и доступности власти

Для повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо завершить работу по стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг, оказываемых за счёт средств бюджета.

Главный критерий оценки — их результативность и эффективность как с точки зрения поставленных общественно значимых целей, так и достигнутого качества оказанных услуг.

Жители области должны иметь возможность получать необходимые им государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах, действующих по принципу «единого окна».

В каждом исполнительном органе государственной власти Свердловской области и муниципальных органах власти должно быть назначено должностное лицо, наделённое полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги.

Нам необходимо вывести на новый уровень информационную открытость и доступность власти, используя возможности региональной, в первую очередь местной прессы, развитие «электронного правительства». Необходимо принятие целевой программы, направленной на комплексное развитие информационной сферы в Свердловской области.

Новые подходы в системе межбюджетных отношений должны быть выстроены таким образом, чтобы стимулировать муниципальные образования на поиск дополнительных источников саморазвития.

В том числе, необходимо:

—поощрять муниципалитеты, добившиеся увеличения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, уделяющие внимание повышению эффективности работы административных комиссий и взиманию административных штрафов;

—провести инвентаризацию показателей оценки расходных полномочий, учесть при оценке расходных полномочий специфику муниципальных образований, муниципальных образовательных учреждений и учреждений культуры, расположенных на территории сельской местности.

При этом задача областного бюджета — сохранить возможность выполнения всех региональных полномочий и обязательств, обеспечить реализацию социально значимых межрегиональных и межмуниципальных проектов.

Ближайшие три года для Свердловской области будут чрезвычайно важными. Нам необходимо закрепить все достигнутые успехи в социально-экономическом развитии региона, обеспечить достижение целевых установок стратегических документов на 2015 год.

Свердловская область должна выйти на лидерские позиции в инновационном и инвестиционном росте, развитии высокотехнологичных и наукоёмких производств, модернизации социальной сферы, значительно продвинуться в улучшении качества жизни людей.

Это сложные и трудоёмкие задачи. Но, уверен, что наша совместная деятельность и выверенная, я подчёркиваю, выверенная бюджетная политика обеспечат успех в достижении поставленных целей.

Благодарю за внимание!

Мнения

Людмила БАБУШКИНА, председатель Законодательного Собрания Свердловской области:

— Программа диверсификации экономики, предложенная губернатором, которая не только позволит наполнять бюджет, но будет способствовать развитию и продвижению Свердловской области, нашла у депутатов поддержку и понимание. Этим выступлением главы региона дан старт бюджетному процессу 2013-го года и формированию бюджетных планов периода 2014–2015 годов. Тезисы Бюджетного послания губернатора Свердловской области соотносятся с положениями Бюджетного послания, высказанного Президентом РФ Владимиром Путиным, и мы, безусловно, будем придерживаться этих тезисов в своей работе. В соответствии с Бюджетным посланием уточним план законотворческой деятельности и приступим к его реализации.

Депутатский корпус и я, как председатель Законодательного собрания, поддерживаем амбициозные планы проектов государственного и международного значения. Мы готовимся достойно провести заявочную кампанию Экспо-2020, надеемся, что представители крупного бизнеса, посетив выставку «Иннопром-2012» отметят высокий потенциал и инвестиционную привлекательность Свердловской области. И это тоже будет способствовать дальнейшему развитию нашего региона.

Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ, член Совета Федерации Федерального Собрания России:

—Для меня, как для бывшего главы Екатеринбурга, самое важное в Бюджетном послании губернатора Законодательному Собранию — это планы по созданию программы «Столица». Это тот вопрос, который мы тщетно пытались решить в течение многих лет. И акценты в этой программе расставлены правильно — необходимо в первую очередь финансировать дорожное строительство и создание дорожной инфраструктуры. На это требуется всегда много денег, город не обладал и не обладает своими ресурсами в таком объёме. Но из федерального и из областного бюджетов до сих пор мы не получали достаточной финансовой поддержки. Все понимают, что если это самое узкое место в развитии столицы Среднего Урала будет «расшито», со всеми остальными проблемами, по крайней мере с большинством из них, город справится самостоятельно.

Виктор ШЕПТИЙ, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области, секретарь политсовета Свердловского регионального отделения «Единой России»:

—Мне понравился очень взвешенный, консервативный подход к формированию регионального бюджета, социальная составляющая которого за последние несколько лет выросла в пять раз. И то, что даже при таком напряжённом бюджете губернатор считает необходимым оказание ощутимой поддержки учреждениям культуры на селе, особенно в отдалённых территориях.

Евгений Куйвашев сказал о том, что сельский клуб, сельская библиотека — это зачастую единственная возможность приобщения к культуре для жителей уральской деревни. И что реальной альтернативой таким негативным явлениям как алкоголизм, наркомания, ужасающим образом сказывающимся на здоровье нации, должна быть культура. Он предложил принять и выполнять на условиях софинансирования специальную программу по строительству и капитальному ремонту сельских клубов и формировать фонды сельских библиотек.

Елена ЧЕЧУНОВА, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области, руководитель фракции «Единой России» в Законодательном Собрании:

—Губернатор определил приоритеты формирования бюджета на 2013-й и последующие два года. Губернатор поставил задачу, в том числе и перед бюджетным комитетом, сделать ревизию тех льгот по налогам, которые мы предоставили предприятиям. Для стимулирования развития того или иного сектора экономики льготы предоставлять надо, но должна быть отдача для бюджета, развития социальной сферы области.

Особый акцент был сделан на увеличение доходной части бюджета в целом. Мы должны строить детские сады, как сказал Евгений Куйвашев, «глубоко модернизировать систему ЖКХ», стоить дороги и комфортное доступное жильё. Но для этого нужно прежде наполнить бюджет. Для этого есть экономические, административные механизмы, исполнительной и законодательной власти нужно добросовестно их использовать.

Георгий ПЕРСКИЙ, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области:

— Оглашение послания проходило в режиме открытого диалога между губернатором и депутатами. И здесь проявилось единство депутатского корпуса и исполнительной власти в общем понимании тех подходов и задач, которые стоят перед обществом, бизнесом и властью. Это улучшение инвестиционной привлекательности Свердловской области. Очень тонкий и внятный подход к социальным затратам, к оценке налоговых льгот. В условиях недостаточного финансирования, особенно инфраструктурных проектов, льготному кредитованию бюджетных организаций, новым инструментом могло бы быть создание банка территориального развития. Он создавался бы на бюджетные средства, но основные деньги он бы привлекал на межбанковском рынке. И здесь бы мы обошли бюджетное законодательство, которое сильно связывает руки по финансированию тех или иных программ. Такой опыт есть, например, в Татарстане. И этот опыт надо хорошо изучить.

Областная газета Свердловской области