Воров в законе накажут по закону

решётка суд

Российская власть нацелилась искоренить такое явление преступного мира, как вор в законе. Фото: ПАВЕЛ ВОРОЖЦОВ / ГЕННАДИЙ БОГАТЫРЁВ

Российская власть нацелилась искоренить такое явление преступного мира, как вор в законе. На прошлой неделе глава государства Владимир Путин внёс на рассмотрение Государственной думы РФ законопроект, которым вводится уголовная ответственность за сам факт принадлежности к верхушке преступного мира. 

От указа – к закону

По существующей уголовной практике криминальные авторитеты, как правило, недосягаемы для следствия, и доказать их причастность к совершённым преступлениям очень трудно. Тем не менее именно они являются «вдохновителями» преступлений, обеспечивают их нужными связями и прикрытием. Фактически следят за «порядком» в уголовном мире и при этом зачастую остаются на свободе и уходят от ответственности. Президентский законопроект предлагает исправить эту ситуацию, дополнив Уголовный кодекс России новыми статьями, которые вводят ответственность за сам факт лидерства в преступной иерархии. Как тут не вспомнить крылатую фразу Глеба Жеглова из культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя» – «вор должен сидеть в тюрьме».

За принадлежность к верхушке преступного мира предлагается карать лишением свободы на срок от 8 до 15 лет, а также штрафом до 5 миллионов рублей. Отдельным преступлением будет считаться сам факт участия в сходке вожаков криминального мира. За это наказание будет ещё суровее: лишение свободы от 12 до 20 лет. По словам председателя комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы Павла Крашенинникова, рассмотреть и принять президентский законопроект депутаты смогут уже в марте.

За сам факт принадлежности к главарям преступного мира у нас в стране ещё не сажали. Вернее, сажали, но всего лишь на 30 суток по знаменитому Указу Бориса Ельцина «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». Указ появился в июне 1994 года и просуществовал всего три года. По нему лиц, подозреваемых  в причастности к преступлениям, совершаемым преступными группами, можно было задерживать без предъявления обвинения на месяц. Тогда это было необходимо для ведения следствия. За сам факт принадлежности к касте воров в законе не сажали, хотя то время можно считать пиком разгула бандитизма в стране. Почему же суровый по отношению к криминальным авторитетам закон принимается именно сейчас?

Эхо 90-х

– Ужесточение наказания для организаторов преступных группировок обсуждалось уже несколько лет, и вот сейчас мы пришли к тем формулировкам, которые, на наш взгляд, будут иметь значение и работать, – говорит по этому поводу Павел Крашенинников. 

уголовный кодекс РФ
Пока зачастую реальные сроки получают лишь рядовые члены преступных сообществ, но новый законопроект предполагает ужесточение наказания и для главарей. Фото: Алексей Кунилов

Если вспоминать «лихие» 90-е годы, то одним из тех, кто находился тогда на переднем крае борьбы с преступностью в Свердловской области, был Евгений Агафонов. В те годы он возглавлял отдел по расследованию умышленных убийств и бандитизма в областной прокуратуре, сейчас в отставке.

– Эта законодательная инициатива вносится с опозданием, – считает Евгений Михайлович, – с опозданием в том плане, что преступные сообщества экономику России уже поделили. Закон этот назревал давно, он был нужен для того, чтобы сделать экономику здоровой. В этой связи мы имеем печальный опыт Италии, которую организованная преступность довела до состояния, когда одна из перспективных экономик Европы практически оказалась на боку.

Россия – не первая

Действительно, как считают специалисты-правоведы, в Италии слишком поздно государство выработало меры противодействия мафии. Это позволило преступным кланам слишком глубоко внедриться в экономику страны. До сих пор с Апеннинского полуострова приходят вести об арестах тех или иных боссов мафии. Так что Россия в деле уголовного преследовании криминальных лидеров отнюдь не первая.

– Такая практика есть в Европе и США. Она везде выражается по-разному, но она есть, – поясняет Павел Крашенинников.

Аналогичен опыт и на просторах СНГ.

– Борьба с представителями организованных преступных сообществ достаточно активно велась в Грузии. Там подобное законодательство было принято, и основная масса местных воров была выдавлена из Грузии и осела у нас, – говорит Евгений Агафонов.

Учитывая, что этнические грузины составляют значительную долю в воровском мире, готовящийся закон может быть направлен и против них. Тот же Евгений Агафонов видит и будущие трудности с реализацией закона. Ведь у преступных авторитетов нет в кармане ксивы, удостоверяющей их принадлежность к верхушке криминального мира. Многие считают, что сам преступный мир может в ответ изменить правила игры и вывести своих главарей из-под удара. Но тогда может исчезнуть и такое явление, как вор в законе.

– Вор в законе должен сам признать, когда я задаю ему вопрос при задержании, кем он является. Он должен ответить, что является вором в законе. Если он этот факт не признаёт, это будет основанием для его раскоронования. Вот вам один из способов реализации готовящегося закона, – говорит Евгений Агафонов. 

Говоря о правовых последствиях принятия предложенного президентом законопроекта, Павел Крашенинников считает, что теперь можно будет преследовать руководителей организованной преступности: изменения будут вноситься не только в уголовный, но и в уголовно-процессуальный кодекс. И тогда лица, против которых он направлен, будут давать себе отчёт, что в России их деятельность преследуется законом.

В ТЕМУ

Сегодня часто бывает, что преступления, совершённые группой лиц, расследуются, но организовавшие их лидеры не подпадают под уголовную ответственность. По новому же закону они будут нести наказание, даже если непосредственно не участвовали в преступлениях.

  • Опубликовано в №30 от 19.02.2019 
Областная газета Свердловской области