Машиностроители обеспечат свердловской экономике триллионы роста

Фото Александра ЗАЙЦЕВА.

Фото Александра ЗАЙЦЕВА.

Уральские машиностроители наращивают привлекательность отрасли до десяти процентов в год.

Уральское машиностроение смогло ненадолго перевести дух: с 2010 года численность персонала в отрасли увеличилась на 10 процентов и продолжает возрастать. Средневзвешенная заработная плата в отрасли составила 26044 рубля, превысив среднюю по области почти на 4000 рублей. Цифры обнадёживают, если вспомнить, что за годы недавнего кризиса отрасль потеряла около 30 процентов работающих.

На прошедшем на днях общем годовом собрании Союза машиностроительных предприятий Свердловской области провели развёрнутый сравнительный анализ достижений, недостатков и тенденций в отрасли за 2011 год в сравнении с предыдущими годами, совпавшими с кризисом. Было отмечено, что сотрудничество между членами Союза и областными органами законодательной и исполнительной власти приняло более конкретные и результативные формы. Так, к примеру, Законодательное собрание области приняло законы, позволившие облегчить условия деятельности машиностроительных предприятий.


В 2008-2009 годах правительством области централизованно выделялись средства на погашение кредитных ставок по кредитам коммерческих банков в сумме 100 миллионов рублей. Но так как механизм освоения этих средств на тот момент не был отработан до совершенства, президиум Союза во взаимодействии с правительством области планирует добиваться в проекте бюджета на 2013 год выделения средств для разработки конкретной комплексной программы развития промышленности, и в том числе – машиностроения.


Преодолев кризисный спад машиностроители пошли в несомненный рост. Так, суммарный рост отгрузки продукции предприятиями – членами Союза увеличился более чем на 20 процентов, превысив 50 миллиардов рублей.


В числе лидеров по объемам производства – «Уральские локомотивы», Уралмашзавод, Камышловский электротехнический завод и ряд других машиностроительных предприятий региона. Заводы отрасли повысили в 2011 году свою рентабельность, ликвидировав совокупный убыток в сумме 620 миллионов рублей и достигнув совокупной прибыли в 320 миллионов рублей. При этом число убыточных предприятий в машиностроительной отрасли области сократилось на 10 процентов.


Хорошие перспективы Союз машиностроителей связывает с наметившейся тенденцией передачи части госзаказа крупным и средним частным предпринимателям, что может обернуться для Свердловской области поступлением в экономику денежных средств на сумму до двух триллионов рублей. Однако для того, чтобы поучаствовать в разделе этого заманчивого пирога, уральским машиностроителям предстоит ещё непростая работа: убедить Москву в своей способности выполнить столь ответственные заказы.


Собрание машиностроителей Свердловской области приняло отчет президиума Союза с положительной оценкой. Алексей Молотков, председатель президиума Союза заявил: «Успехи отрасли отрицать нельзя, но и работы нам предстоит еще достаточно».


Ему пришлось констатировать и ряд настораживающих тенденций. Продолжает возрастать объем кредиторской задолженности. Наблюдается некоторое самоуспокоение руководителей после преодоления основных кризисных явлений, новое оборудование приобретается без анализа накопившихся технологических проблем в отрасли, выводов технического и финансового аудита по состоянию дел в отрасли. Финансовое планирование не учитывает долговременных факторов, уровень заработной платы на некоторых предприятиях едва превышает прожиточный минимум.


–При таком подходе, – сообщил Алексей Молотков, – средства, вложенные в развитие производства, могут и не дать того мощного и долговременного эффекта, на который вправе рассчитывать производственники.


А президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин в своем выступлении уделил особое внимание мерам по повышению инвестиционной привлекательности машиностроения:


–Инвестор смотрит на машиностроительную отрасль страны и видит на большинстве предприятий износ основных фондов, низкую рентабельность и нестабильную загрузку. При этом государственные программы поддержки машиностроения касаются всего пяти-шести подотраслей! Таким образом, на сегодняшний день ситуацию в отрасли можно охарактеризовать известной крылатой фразой «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Уральская ТПП готова оказывать в процессе модернизации отрасли любую – консультативную помощь, но пока мы все вместе, и прежде всего сами машиностроители – во взаимодействии с органами власти, всеми игроками глобального отечественного рынка, не поднимем привлекательность машиностроения для инвесторов, нельзя рассчитывать и на инвестиции для наших заводов.

Областная газета Свердловской области