Денис Паслер: «Программный бюджет должен стать инструментом взвешенной финансовой политики нашего региона»

13 сентября 2013, 15:18

Приветствуя участников семинара, Председатель Правительства Свердловской области Денис Паслер подчеркнул: «Несмотря на то, что бюджет нашего региона находится сегодня в устойчивом состоянии, позволяющем реализовать как инвестиционные, так и социальные проекты, замедление темпов экономического роста коснулось и нас. Новые вызовы экономики требуют от нас пересмотра подходов к расходованию бюджетных средств. В ситуации ограниченности источников поступления доходов бюджета, расходование ресурсов должно осуществляться более взвешенно. Деньги должны направляться на четко определенные цели, являющиеся приоритетными и стратегическими для региона, а также на исполнение всех принятых социальных обязательств. Предстоящий бюджетный период станет для нас всех серьезной проверкой, поскольку именно 2014-2016 годы — это отчетный, ключевой этап в реализации важнейших задач, поставленных Президентом страны. И задача формирования бюджета в новом формате: а именно, основываясь на принципах программно-целевого управления, особенно актуальна. Программный бюджет должен стать инструментом взвешенной финансовой политики нашего региона».

Начальник отдела программно-целевых методов бюджетного планирования Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Николай Бегчин отметил, что одной из предпосылок формирования госпрограмм стало желание уйти от привычки решать проблемы за счет увеличения бюджетных расходов. Другая задача — увязать стратегическое и бюджетное планирование. Николай Бегчин остановился на основных рекомендациях и разъяснениях, которые дает Минфин России субъектам РФ. Он подробно рассказал, на чем должны быть основаны программы и как будут формироваться. А также дал ряд разъяснений, в частности, что госпрограмма не является расходным обязательством, а представляет свод мероприятий, имеющих первоочередные цели. Он отметил, что сегодня усиливается роль законодательной власти, которая должна распределять ассигнования по программам и ведомствам.

Говоря об основных принципах программно-целевого управления бюджетом, министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко пояснила, что это — ориентация бюджета на выполнение стратегических задач региона в долгосрочной перспективе, принцип персональной ответственности за каждую цель и задачу, оплата государственных заданий за фактически оказанные услуги. Госпрограммы в Свердловской области будут разрабатываться сроком на 7 лет и утверждаться постановлением Правительства. Законодательством вводится обязательное общественное обсуждение проектов программ. Сегодня в Свердловской области утвержден план мероприятий по переходу областных целевых программ — в государственные программы. И до середины октября текущего года они должны будут утверждены на заседании регионального кабмина. «Программный принцип формирования бюджета даст возможность населению конкретно увидеть, на что направляются средства, и повысить качество государственных услуг», — отметила министр финансов региона.

Переход на программный бюджет невозможен без высоких информационных технологий. Специалисты НПО «Сапфир», решающие задачи автоматизации бюджетного процесса, рассказали собравшимся о том, как с помощью информационных технологий повысить эффективность управления бюджетом на региональном и муниципальном уровнях.

Один из аспектов эффективного использования бюджетных средств — механизм финансового контроля, который, на сегодняшний день, претерпевает значительные новации. Об основных законодательных изменениях этого направления финансовой работы рассказал заместитель министра финансов региона Рауиль Абсолямов. Так функции финансового контроля за использованием бюджетных средств должны быть возложены на финансовые органы субъекта и муниципалитета. Что, безусловно, увеличит нагрузку на контролирующие инстанции, так как объектов контроля становится больше: это и государственные муниципальные автономные учреждения и общества с муниципальным участием и кредитные организации, работающие с бюджетными средства и индивидульные предприниматели. Кроме того, в связи с переходом на федеральную контрактную систему за Росфиннадзором и региональными органами финансового контроля будет закреплен и контроль в сфере закупок, в частности, за их обоснованностью, формированием начальной цены контракта, исполнением контракта и использованием результатов закупок. Важно, что новые нормы закона обязывают контрольные органы применять к нарушителям бюджетного законодательства не предупреждающие, как раньше, а конкретные меры принуждения: бесспорное взыскание средств, сокращение межбюджетных трансфертов, изъятие части полномочий у допустивших нарушения ГРБС и бюджетополучателей.

По мнению участников коллегии-семинара, такие встречи сегодня помогают финансистам как регионов, так и муниципалитетов, как можно быстрее и качественнее применить новые подходы к бюджетному планированию на практике.

Арина Батурина,

Управление пресс-службы и информации

Правительства Свердловской области

(343)362-16-43

Областная газета Свердловской области