Новые "гамлеты" хотят на сцену

Какой он, голос нового поколения артистов? Фото автора.

Какой он, голос нового поколения артистов? Фото автора.

Раньше других вузов встречается с абитуриентами Екатеринбургский театральный институт. Здесь прежде оценок по литературе и истории принимаются во внимание творческие способности.

...В центре большого светлого зала высокий молодой человек. Напротив, за партами — сосредоточенные члены комиссии. Идёт экзамен. «Вы умеете делать колесо? А садиться на шпагат?» — строго спрашивают его. Юноша отходит к стене и лихо совершает сложный прыжок.

—Будущий актёр должен уметь всё. А главное — думать, чувствовать и понимать очень многое о людях, пусть даже пока в силу своего семнадцатилетнего возраста, — рассказывает Азалия Блинова. В этом году она выпустила очередной курс и снова собирается учить студентов по специализации «актёр драматического театра и кино».

«Первый тур — отличная возможность показать свои таланты. Мы читаем прозу, басни, монолог. Второй — сценическое движение, потом собеседование. Лично я к вступительным испытаниям готовилась 11 лет, пересмотрела все спектакли, какие только можно», — хвастается абитуриентка Валерия.

Будущие Чарли Чаплины и Сары Бернар пытаются скрыть волнение, хотя заметно, что переживают все. Каждый хочет запомниться. Но эту комиссию сложно чем-то удивить. На их экзаменах дерутся, рыдают, заливаются в припадке гомерического хохота и даже выкидывают предметы в окно. «Напугай нас!» — просит Азалия Всеволодовна. На какое-то время парень задумывается. Потом подходит к столу, протягивает руку и с обреченным видом произносит: «Я не знаю — как. Я решил забрать документы». «Что-то мне не страшно, — смеётся Блинова, — ты подарком себя чувствуешь? Вот если бы плача подошёл, я бы, хоть и не испугалась, но почувствовала бы себя ужасно».

После экзамена Азалия Всеволодовна делится грустными наблюдениями:

—Ясно вижу, что многие нынешние абитуриенты не читают книг, чаще всего качают и учат что-то из Интернета. Как же тут развить художественный вкус? Их увлекает стилистическая простота, при этом они не понимают Пушкина. Стали реже ходить в театр. Всем хочется иметь медийное лицо, мелькать на экране. А сущность профессии остается неясна.

...Абитуриентке Лизе дают сложное задание — выбрать из девушек ту, которую считает конкуренткой, и доказать, что ты достойнее. Сначала Лиза смущается, но потом входит во вкус и начинает активно жестикулировать, указывая на недостатки соперницы. Та на провокации не поддаётся и лишь мило улыбается. «Критика должна задеть человека, только тогда роль можно считать сыгранной» — комментируют педагоги.

Если умение напугать, обругать или сесть на шпагат при поступлении в театральный всегда приветствуется, то приятная наружность — условие вовсе не обязательное. Более того, сейчас очень востребованы нестандартные внешние данные. Человечество полюбило отступление от канонов, и даже уродство для него становится всё более интересным. Девочкам, как водится, предпочитают мальчиков: перед ними легче открываются тяжелые театральные двери.

Но и юношам непросто найти работу по окончании института. В этом году ситуация в Екатеринбурге не из лучших: ТЮЗ закрыт на ремонт, в Театре драмы на подходе курс режиссёра, а Николай Коляда сам выпустил студентов. Многие планируют поехать покорять Москву, но мастера мудро советуют не забывать провинциальные театры небольших городов.

Где сейчас выпускники-2012?

Владимир Бабенко, ректор Екатеринбургского театрального института:

—Обычно сведения о трудоустройстве выпускников мы собираем ближе к осени, когда информация более подробна. Однако какое-то представление есть уже сейчас.

В прошлом году Свердловский академический театр драмы взял более десяти наших выпускников (проект «Молодой театр»). Может быть, поэтому нынче в Драму пригласили лишь нескольких актёров (Партин, Алёшкин, Зимин). Кстати, Зимина одновременно взяли в Уральский театр эстрады режиссёром, а Алёшкина пригласили в старейший в России театр им.Волкова в Ярославль. Семь человек останутся в Екатеринбурге в «Коляда-театре». Двое собираются в Москву: в театр им.Станиславского и театр под управлением Армена Джигарханяна. Пятеро «кукольников» поедут осваивать Ханты-Мансийский театр кукол и питерский «Театр сказки».

Из сорока почти выпускников с местом работы определись семнадцать. О каких-то проблемах с поиском работы ребята нам не сообщали. Собственно в последние годы такой проблемы у них и нет. Зато наметилась другая тенденция — Московское землячество уральцев. Ребята, достигшие определённого успеха в столице, активно зовут будущих выпускников, помогают с работой, жильём... В итоге Московское землячество оттягивает перспективных ребят с уральской земли, что не всегда хорошо.

Областная газета Свердловской области