15 июля машиностроители УЗТМ отметят 80 лет со дня официального открытия завода. Уралмашевцы не раз становились «первыми и единственными». Мы же расскажем о малоизвестном: в 1935 году на заводе изготовили детали и в июле смонтировали под Свердловском единственную и, как писали тогда газеты: «Первую в Союзе и самую высокую в Европе» мачту для швартовки дирижаблей.
«Областная газета» отслеживает тему воздухоплавания и дирижаблестроения в России. Однажды в ответ на публикацию «Пришвартуем небо к телебашне» пришёл отклик-вопрос: «А вы знаете, что у нас был дирижаблепорт?». В Интернете краеведы ударились в поиски. Были версии, что дирижаблепорт располагался в центре города, но чаще искали его следы на Уктусе. Большинство источников связало строительство мачты с 1937 годом. Между тем уже в девятом номере «Уральского следопыта» за 1935 год появился документальный очерк Михаила Зуева-Ордынца «К причалу!».
Выяснилось, что проект стальной конструкции изготовили в Дирижаблестрое (теперь это город Долгопрудный в Московской области). Место под гавань выбрали в пригороде Свердловска по Челябинскому тракту в полутора километрах к югу от Нижне-Исетского завода. Место назвали Южной долиной. «Она похожа на огромную и неглубокую чашу. Стенки чаши горы, обступившие долину. Сейчас мы на дне этой чаши. Здесь центр строительства, повествовал Зуев-Ордынец. Огромная мачта, как сбитый с ног великан, лежит на земле. Она туго оплетена лесами и шлангами пневматики. По лесам бегают, копошатся маленькие людишки...
Полужёсткий корабль «В-6» «Осоавиахим» объёмом 18 тысяч 500 кубометров считался более скоростным по сравнению с предыдущими моделями советских дирижаблей. Путь от Свердловска до Москвы он преодолел за 39 часов при сильном встречном ветре. Автор фото неизвестен.
«Наша мачта будет самой высокой в Европе, говорит тов. Ассберг (уполномоченный Дирижаблестроя, прибывший на производство и монтаж объекта. Прим. ред.). Из наиболее интересных европейских мачт назову английская мачта в Пульгеме 36 метров, в Германии, в Штаакене 16 метров. Высота нашей мачты 40 метров».
Поднимали рослую «красавицу» в течение девяти часов. «Подъём начался в 6 часов утра, отрапортовал 21 июля Уральский рабочий. Только что склёпанная
Первый и единственный раз воздушный корабль причалил к уральской мачте два года спустя осенью 1937 года. Об этом и дальнейшей судьбе самого мощного советского дирижабля «СССР В-6», проложившего маршрут «Москва-Свердловск-Москва», мы расскажем в других номерах «ОГ».
В 1962 году, когда о дирижаблях стали забывать, причальную мачту отправили на переплавку. Деревянное здание дирижабельного вокзала перенесли поближе к городу на улицу Белинского, 252, превратив в жилой дом. На исходе прошлого века и его снесли. Говорят, что в память о тех событиях «Дирижаблем» назвали один из торговых центров Екатеринбурга.