Организаторы шоу с переодеванием памятников в Екатеринбурге вышли на связь

Камзолы Татищева и де Геннина завесили яркими тряпками, на Якова Свердлова (на снимке) нацепили очки и галстук. Что это – творческие поиски уличных художников? Хулиганство? Фото Алексея Кунилова.

Камзолы Татищева и де Геннина завесили яркими тряпками, на Якова Свердлова (на снимке) нацепили очки и галстук. Что это – творческие поиски уличных художников? Хулиганство? Фото Алексея Кунилова.

С 29 июля завсегдатаи социальных сетей вычисляли неизвестных, одевших скульптуры Свердлова, Татищева и де Геннина, а также персонажа памятника «Под варежкой» у железнодорожного вокзала Екатеринбурга в оранжевые тряпки (см. «ОГ» за 31 июля). Служба квартальных, участковые и чиновники эту сомнительную акцию, очевидно, проигнорировали. Вчера вечером стало известно, что идея принадлежит сотовой компании «Мотив», которая объявила себя «сильнее правил». Что это? Банальное хулиганство или продуманный пиар?

Надо признать, что большинство горожан никак не отреагировало на изменение облика монументов. Как будто так и надо. И только виртуальный мир Интернета взорвался предположениями. Наконец, под занавес вчерашнего дня на сайте оператора сотовой связи появилось такое признание: «Екатеринбургу не хватает ярких пятен: бетонные стены, серые дома, — всё привычно и обыденно. Поэтому «Мотив» и вынес культовым памятникам «модный приговор» и немного освежил их имидж. Природную интеллигентность Якова Свердлова подчеркнули оранжевые очки и галстук, Татищев и де Геннин получили вместо поднадоевших камзолов яркие накидки, рабочий на Привокзальной площади — новый фартук и варежку. Яркое «оранжевое» настроение — то, что доктор прописал, в понедельник с утра. Уже завтра в нашей официальной группе в «ВКонтакте» можно будет увидеть подробный видеоотчёт о «проделанной работе». Надеюсь, у нас получилось вызвать улыбку и зарядить горожан позитивным настроем на всю оставшуюся неделю. Кстати, на днях мы запустили новую имиджевую кампанию: «МОТИВ сильнее правил!», — заявила от лица оператора его пресс-секретарь Алёна Ярушина.

Дозвониться до «мотивщиков» по горячим следам нам не удалось — контактные телефоны «всегда открытой для общения» компании вчера разговаривали голосом автоответчика. Судя по безмятежному выступлению в Интернете, связисты действительно поставили себя выше правил и не понимают, что грань между шуткой, рекламой и осквернением очень тонка. Скажем, если завтра продавцы нижнего белья захотят таким же образом прорекламировать свой товар и оденут памятники в стринги, им тоже всё сойдёт с рук?

За всю историю этого известного монумента такого с ним ещё не случалось. Фото Александра Зайцева.

Мнения

Евгений ФАТЕЕВ, креативный директор екатеринбургского агентства «Стрит-арт»:

— Авторов этой акции я не знаю и вандалами не считаю. Всё-таки вандализм, в моём понимании, — нанесение непоправимого или влекущего затраты на исправление вреда. Пару лет назад мы проводили акцию «Укутай Екатеринбург» — одели памятники на улице Вайнера, но эта акция была согласована с властями. Зачем это нужно художникам? Понимаете, сегодня в большом городе очень много визуальных шумов. Возникает конкуренция за внимание аудитории. Тот, кто хочет донести свою мысль до аудитории, вынужден не кричать даже, а орать. Сейчас весь вопрос в том, как на это отреагирует общество. Каждый будет оценивать происходящее в меру своей образованности, уровня культуры...

Игорь РОДОБОЛЬСКИЙ, герой России, директор регионального центра патриотического воспитания Свердловской области:

— Я считаю, что это чистой воды хулиганство, оскорбляющее память и чувства жителей города. Исполнителей этой акции надо обязательно привлечь к ответственности.

Владимир ВИННИЦКИЙ, председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов, член Общественной палаты Свердловской области:

— Безусловно, это противоправное действие. И с точки зрения закона «Об охране памятников», и с позиций законодательства о защите авторских прав. Что касается морально-нравственной оценки события, то могу сказать следующее. Любые вмешательства в объекты, формирующие облик города, должны происходить с разрешения городских властей и только после широкого общественного обсуждения. Сравнение с той акцией, которую провели в отношении уличных светильников («торшеры Тимофея Ради» — прим. ред.), на мой взгляд, неуместно, поскольку в том случае целевое назначение предмета не изменилось. Памятники установлены для того, чтобы увековечить память об историческом событии или личности. Аксессуары, которыми «наградили» их авторы проекта, не являются продолжением мысли скульптора.

Областная газета Свердловской области