«Особые» дети и хотели бы учиться наравне с другими, но не у всех это получается. Фото Станислава Савина.
С вводом государственной итоговой аттестации (ГИА) в выпускных девятых классах в регионе увеличилось число ребят, вышедших из школы без свидетельства государственного образца. Не смогли сдать ГИА, получили лишь справку о том, что девять лет посещали общеобразовательную школу. Многие из них дети с замедленным психическим развитием (ЗПР) или умственно отсталые, которые либо должны были получить освобождение от экзаменов, либо учиться в специальных школах.
Родители часто не соглашаются с мнением педагогов о том, что их ребёнку надо посещать коррекционный класс, объясняет завуч рефтинской школы № 15 Светлана Швецова. Перевести же ученика в класс для детей с ЗПР без согласия родителей невозможно, он должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В нашей школе есть только один коррекционный класс в параллели девятых классов, больше пока не набирается.
Такая же картина и во многих других школах области. В итоге дети с ЗПР учатся в общеобразовательных классах, сидя на последней парте. Разумеется, с обычной школьной программой они не справляются. И как следствие остаются на второй год. А порой они и вовсе перестают посещать школу.
Как правило, ученики с умственной отсталостью прибывают к нам в шестом классе, рассказывает исполняющая обязанности директора Верхнесинячихинской школы-интерната VIII вида (для детей с умственной отсталостью) Ольга Бурухина. В этом возрасте уже трудно закрывать глаза на то, что ребёнок особенный.
Часто прохождение ПМПК ещё одно препятствие для родителей. Комиссия заседает только в нескольких городах области. Так, к примеру, жителям Алапаевского района приходится проходить её в Реже. Из многих деревень прямого транспорта до Режа нет. Cемьи с такими особыми детьми малообеспеченные, у них нет своих автомобилей. Приходится изворачиваться, договариваться со знакомыми, чтобы те свозили их в Реж. А это ведь почти на целый день!
Другое дело, когда муниципалитет сам всё организовывает и привозит специалистов для диагностики учеников на месте. Как, например, в Краснотурьинске.
Комиссия в полном составе приезжает к нам из Карпинска, родителей об этом мы предупреждаем заранее, поэтому сбоев почти нет, сообщила «ОГ» специалист управления образования Краснотурьинска Надежда Ковшинина. У нас в городе есть лицензированные услуги на предоставление образования детям с задержкой психического развития в коррекционных классах, начиная со второго, в школе № 2. В них не более 12 детей, учителям идут небольшие доплаты. Дети с умственной отсталостью учатся в специализированной школе-интернате.
Краснотурьинским детям повезло: родители могут выбрать, где им учиться в обычном классе, коррекционном или в спецшколе. К сожалению, чаще всего в глубинке выбирать не из чего.
Чтобы права детей не нарушались, надо, чтобы муниципалитеты продолжали финансировать содержание коррекционных классов в школах, считает Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков. Оказывать эту образовательную услугу хлопотно, требуется лицензия, но зато дети с задержкой психического развития после окончания коррекционного класса получат документ об образовании гос-образца. С ним они смогут получить востребованную профессию, а затем устроиться на работу.