Особые дети старались учиться, но получили справки вместо аттестата

«Особые» дети и хотели бы учиться наравне с другими, но не у всех это получается. Фото Станислава Савина.

С вводом государственной итоговой аттестации (ГИА) в выпускных девятых классах в регионе увеличилось число ребят, вышедших из школы без свидетельства государственного образца. Не смогли сдать ГИА, получили лишь справку о том, что девять лет посещали общеобразовательную школу. Многие из них — дети с замедленным психическим развитием (ЗПР) или умственно отсталые, которые либо должны были получить освобождение от экзаменов, либо учиться в специальных школах.

— Родители часто не соглашаются с мнением педагогов о том, что их ребёнку надо посещать коррекционный класс, — объясняет завуч рефтинской школы № 15 Светлана Швецова. — Перевести же ученика в класс для детей с ЗПР без согласия родителей невозможно, он должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В нашей школе есть только один коррекционный класс в параллели девятых классов, больше пока не набирается.

Такая же картина и во многих других школах области. В итоге дети с ЗПР учатся в общеобразовательных классах, сидя на последней парте. Разумеется, с обычной школьной программой они не справляются. И как следствие — остаются на второй год. А порой они и вовсе перестают посещать школу.

— Как правило, ученики с умственной отсталостью прибывают к нам в шестом классе, — рассказывает исполняющая обязанности директора Верхнесинячихинской школы-интерната VIII вида (для детей с умственной отсталостью) Ольга Бурухина. — В этом возрасте уже трудно закрывать глаза на то, что ребёнок особенный.

Часто прохождение ПМПК — ещё одно препятствие для родителей. Комиссия заседает только в нескольких городах области. Так, к примеру, жителям Алапаевского района приходится проходить её в Реже. Из многих деревень прямого транспорта до Режа нет. Cемьи с такими особыми детьми — малообеспеченные, у них нет своих автомобилей. Приходится изворачиваться, договариваться со знакомыми, чтобы те свозили их в Реж. А это ведь почти на целый день!

Другое дело, когда муниципалитет сам всё организовывает и привозит специалистов для диагностики учеников на месте. Как, например, в Краснотурьинске.

— Комиссия в полном составе приезжает к нам из Карпинска, родителей об этом мы предупреждаем заранее, поэтому сбоев почти нет, — сообщила «ОГ» специалист управления образования Краснотурьинска Надежда Ковшинина. — У нас в городе есть лицензированные услуги на предоставление образования детям с задержкой психического развития в коррекционных классах, начиная со второго, в школе № 2. В них не более 12 детей, учителям идут небольшие доплаты. Дети с умственной отсталостью учатся в специализированной школе-интернате.

Краснотурьинским детям повезло: родители могут выбрать, где им учиться — в обычном классе, коррекционном или в спецшколе. К сожалению, чаще всего в глубинке выбирать не из чего.

— Чтобы права детей не нарушались, надо, чтобы муниципалитеты продолжали финансировать содержание коррекционных классов в школах, — считает Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков. — Оказывать эту образовательную услугу хлопотно, требуется лицензия, но зато дети с задержкой психического развития после окончания коррекционного класса получат документ об образовании гос-образца. С ним они смогут получить востребованную профессию, а затем — устроиться на работу.

Областная газета Свердловской области