Перед началом учебного года 24 мамы мальчиков написали заявление о приёме в первый класс к одному педагогу. Объясняли: «Татьяна Александровна умеет обращаться с пацанами, у неё и дисциплина отличная, и знания на высоте». Посовещавшись, руководство школы решило открыть один класс для мальчишек и один класс для девочек.
В этом году мальчиков-первоклашек оказалось намного больше девочек, говорит директор школы № 34 Каменска-Уральского Наталья Говорухина. А у нас есть правило: родители выбирают учителя. Вот мамы сорванцов и попросились к знаменитой на весь Каменск-Уральский Татьяне Семёновой. Этот педагог уже победила в городском конкурсе «Мастерство. Творчество. Признание» и теперь претендует на губернаторскую учительскую премию.
«Пусть у первоклассников будет гендерное обучение, с учётом половых особенностей», решили родители с педагогами на собрании. Так набрался и второй класс женский. Его взяла молодой специалист Евгения Наумова она только-только защитила магистерскую работу как раз по теме раздельного обучения. Однако большинство мам и пап для своих семилеток всё же выбрали традиционные смешанные коллективы: всего в школе пять первых классов.
Директор подчёркивает: у детей гендерное обучение, а не воспитание. Отдельно мальчики от девочек находятся лишь на уроках. В остальном вместе. А это и ежедневные прогулки, и динамические паузы, и кружки, и внеклассные мероприятия...
А учат ребят одинаково? спрашиваю.
Объём знаний при выпуске из школы и при переходе из класса в класс должен соответствовать государственным стандартам, объясняет Наталья Говорухина. Но учителя с мальчиками и девочками, конечно, работают по-разному. Спланировал свою работу с этими классами и школьный психолог. У мальчиков будут «уроки джентльменства», у девочек свои занятия.
У этих первоклашек даже учителя физкультуры разные у мальчишек спортивные навыки тренирует мужчина, включая в уроки занятия на скалодроме. А у девочек преподавательница физкультуры будет развивать гибкость и пластичность, что больше свойственно женщинам. Вчера педагоги каменской школы № 34 отправили письма с просьбой о сотрудничестве в столичные школы, где эксперимент по гендерному образованию длится уже не один десяток лет. «Классные мамы» мужского и женского классов планируют в каникулы рабочую поездку к коллегам набраться специального опыта и знаний.
В школе даются не только знания, но формируется и отношение к развитию личности. Надо создать мотивацию к обучению, развить познавательный инстинкт. Хорошо, если в этих классах педагоги грамотно подойдут к этому вопросу, учитывая особенности полов. Также важно, чтобы у мальчиков воспитывали мужественность, а у девочек женственность, считает детский психолог Георгий Амусин.
Кстати
В дореволюционной России раздельное обучение практиковалось почти во всех учебных заведениях. Объём знаний в женских образовательных учреждениях был меньше, чем в мужских. В советское время мальчиков и девочек стали учить вместе.
В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в школах крупных городов. Однако число школ с раздельным образованием не превышало двух процентов. Реформу оценили как неуспешную, и в 1954 году совместное обучение мальчиков и девочек восстановили.
Сегодня в Свердловской области, сообщают «ОГ» в министерстве общего и профессионального образования, раздельное обучение успешно практикуется в кадетских школах и в гимназиях при педагогических колледжах области.
Справка «ОГ»
В одной из гимназий Санкт-Петербурга эксперимент по гендерному образованию длится уже более 20 лет. Педагоги этой школы на своём опыте убедились, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию например, мальчикам достаточно императива «Сде-лай!», а девочкам от учителя нужна улыбка. Мальчики воспринимают информацию аналитически, девочки эмоционально. Сильный пол проявляет высокую активность умственной работы в условиях дефицита врем-ни. А у слабого пола в шесть-семь лет значительно выше объём кратковременной памяти.