Об этом событии на прошлой неделе говорили не только все региональные, но и федеральные СМИ. Пуск новой автомобильной дороги Ивдель Ханты-Мансийск действительно стал знаковым событием для многих северян. Мы побывали на месте и убедились: ввод в эксплуатацию этого широтного коридора на самом деле даст новый импульс развитию экономики и социальной сферы на севере Свердловской области, ХМАО и дальше, дальше, дальше...
По большому счёту, эта дорога лишь часть федерального транспортного коридора Пермь Серов Ивдель Ханты-Мансийск Сургут Нижневартовск Томск. Стратегическая трасса общей протяжённостью 2610 километров. Её смысл в том, что она, связав напрямую Западную Сибирь с Европой, сокращает расстояние между крайними точками более чем на 700 километров. А это сэкономленное время, горючее и, главное, не разбитые бездорожьем машины.
Для понимания: проезд как таковой от Перми до Томска был и раньше через Екатеринбург и Тюмень. Но это же надо было ехать по очень загруженной трассе через несколько таких труднопроходимых городов, как наши, например, Богданович и Камышлов. Часы уходили на стояние в пробках и на железнодорожных переездах. А нынешнее изменение маршрута, по расчётам специалистов, даст экономический эффект в четыре с половиной миллиарда рублей ежегодно.
На новой дороге уже появились указатели направлений движения: как в ХМАО, так и в Свердловскую область. Фото Станислава Савина.
В 2005 году компания «Магистраль» по инициативе тогдашнего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя начала прокладывать дорогу на самом сложном участке от Ивделя до границы с Югрой. «Эти 60 километров были просто непролазными, говорит ОГ генеральный директор ООО Магистраль Владимир Огибенин. Непроходимые леса и болота. Выторфовка достигала десяти метров в глубину. Ежедневно и круглосуточно у нас здесь в тяжёлых условиях работали тысяча человек и до 400 единиц техники. Но мы понимали, насколько важна людям эта дорога. Я видел здесь очень много слёз: местные жители просто упрашивали нас поскорее проложить эту дорогу».
С 2008 года зимой уже можно было проехать в ХМАО через Ивдель по зимнику. Но это только для самых отважных. Грунтовку могли осилить лишь тяжёлые лесовозы, да и то не все. А водители легковых машин иначе как дорогой смерти её не называли. Их там тянули по колдобинам «на лямке». Выезд в отпуск на личном автомобиле на юг и даже в аэропорт Перми или Екатеринбурга превращался в тяжкое испытание для людей и самой машины.
Доехать до Ивделя мы могли только зимой за пять часов, если повезёт, рассказывает жительница посёлка Пелым Светлана Зацепина. Но теперь заживём по-новому.
Её поддерживает и глава Пелымского городского округа Шахит Алиев: «В нашем округе живёт 4200 человек. И для всех новая дорога означает инвестиции, новые рабочие места и связь с Большой землёй».
Дорогу ждали, вокруг неё строили планы и транспортники, и производственники, и предприниматели. Ещё даже не появился асфальт, а рядом с трассой уже начали строиться кафе, гостиницы и автозаправки. У одного такого кемпинга мы остановились на выезде из Ивделя. Кафе «Урал» открылось четыре года назад, и с каждым месяцем здесь появлялось всё больше посетителей.
Мы кормили и водителей, и строителей, и даже министров, рассказывает нам завпроизводством Любовь Евглевская. Сейчас в сутки обслуживаем
В придорожном кафе можно и пообедать горячим, и музыку послушать, и новости из телевизора узнать. Фото Станислава Савина.
Здесь же рядом стоит гостиница на 25 мест. Одно место в двух-пятиместных номерах стоит 500 рублей в сутки. И все номера, как утверждает администратор Валентина Клирина, постоянно заняты. Тоже надо оперативно расширяться.
Вот это развитие придорожного бизнеса и есть то самое новое качество жизни, о котором на открытии дороги 18 октября говорил свердловский губернатор Евгений Куйвашев: «Повышение мобильности и уровня жизни населения привлечёт инвестиции в населённые пункты Среднего Урала и Югры, придаст существенный импульс туристическому потенциалу регионов. Сейчас главы городов, которые стоят на этой дороге, подготовят свои предложения о размещении объектов сервисного обслуживания, общественного питания, гостиниц. Мы эти предложения состыкуем и с коллегами из ХМАО, чтобы выстроить чёткую логистическую цепочку».
И ещё он добавил, что к 2020 году дорога Ивдель Ханты-Мансийск выйдет на полную загрузку около шести тысяч автомобилей в сутки. Тогда будет начато строительство обхода вокруг Ивделя.
На празднике по поводу открытия дороги самодеятельные артисты вовсю отплясывали и даже спели гимн новой дороге, сложенный на мотив песни «Маленькая страна»: «Ивдель Ханты-Мансийск... Самая лучшая трасса в мире Ивдель Ханты-Мансийск». Фото Станислава Савина.
Кстати
Общая протяжённость свердловского участка трассы составляет 149 километров. В зоне, прилегающей к дороге, располагается около 70 населённых пунктов Среднего Урала. Стоимость дороги в ценах соответствующих лет 7,1 миллиарда рублей.