Северяне "обживают" дорогу Ивдель – Ханты-Мансийск

Северяне лили слёзы, когда не было этой дороги, Ивдель – Ханты-Мансийск, плакали от счастья, когда она появилась, а сегодня о ней уже сложили песню и начинают обустраивать. Фото Станислава Савина.

Северяне лили слёзы, когда не было этой дороги, Ивдель – Ханты-Мансийск, плакали от счастья, когда она появилась, а сегодня о ней уже сложили песню и начинают обустраивать. Фото Станислава Савина.

Об этом событии на прошлой неделе говорили не только все региональные, но и федеральные СМИ. Пуск новой автомобильной дороги Ивдель — Ханты-Мансийск действительно стал знаковым событием для многих северян. Мы побывали на месте и убедились: ввод в эксплуатацию этого широтного коридора на самом деле даст новый импульс развитию экономики и социальной сферы на севере Свердловской области, ХМАО и дальше, дальше, дальше...

По большому счёту, эта дорога — лишь часть федерального транспортного коридора Пермь — Серов — Ивдель — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск. Стратегическая трасса общей протяжённостью 2610 километров. Её смысл в том, что она, связав напрямую Западную Сибирь с Европой, сокращает расстояние между крайними точками более чем на 700 километров. А это — сэкономленное время, горючее и, главное, не разбитые бездорожьем машины.

Для понимания: проезд как таковой от Перми до Томска был и раньше — через Екатеринбург и Тюмень. Но это же надо было ехать по очень загруженной трассе через несколько таких труднопроходимых городов, как наши, например, Богданович и Камышлов. Часы уходили на стояние в пробках и на железнодорожных переездах. А нынешнее изменение маршрута, по расчётам специалистов, даст экономический эффект в четыре с половиной миллиарда рублей ежегодно.

На новой дороге уже появились указатели направлений движения: как в ХМАО, так и в Свердловскую область. Фото Станислава Савина.

В 2005 году компания «Магистраль» по инициативе тогдашнего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя начала прокладывать дорогу на самом сложном участке — от Ивделя до границы с Югрой. «Эти 60 километров были просто непролазными, — говорит „ОГ“ генеральный директор ООО „Магистраль“ Владимир Огибенин. — Непроходимые леса и болота. Выторфовка достигала десяти метров в глубину. Ежедневно и круглосуточно у нас здесь в тяжёлых условиях работали тысяча человек и до 400 единиц техники. Но мы понимали, насколько важна людям эта дорога. Я видел здесь очень много слёз: местные жители просто упрашивали нас поскорее проложить эту дорогу».

С 2008 года зимой уже можно было проехать в ХМАО через Ивдель по зимнику. Но это только для самых отважных. Грунтовку могли осилить лишь тяжёлые лесовозы, да и то не все. А водители легковых машин иначе как дорогой смерти её не называли. Их там тянули по колдобинам «на лямке». Выезд в отпуск на личном автомобиле на юг и даже в аэропорт Перми или Екатеринбурга превращался в тяжкое испытание для людей и самой машины.

— Доехать до Ивделя мы могли только зимой — за пять часов, если повезёт, — рассказывает жительница посёлка Пелым Светлана Зацепина. — Но теперь заживём по-новому.

Её поддерживает и глава Пелымского городского округа Шахит Алиев: «В нашем округе живёт 4200 человек. И для всех новая дорога означает инвестиции, новые рабочие места и связь с Большой землёй».

Дорогу ждали, вокруг неё строили планы и транспорт­ники, и производственники, и предприниматели. Ещё даже не появился асфальт, а рядом с трассой уже начали строиться кафе, гостиницы и автозаправки. У одного такого кемпинга мы остановились на выезде из Ивделя. Кафе «Урал» открылось четыре года назад, и с каждым месяцем здесь появлялось всё больше посетителей.

— Мы кормили и водителей, и строителей, и даже министров, — рассказывает нам завпроизводством Любовь Евглевская. — Сейчас в сутки обслуживаем 350-400 посетителей и чувствуем, что теперь, когда дорога стала такой хорошей, народу сильно прибавится. У нас уже сегодня в штате 20 человек, работаем круглосуточно и без дела не сидим. В самом Ивделе тоже есть кафе, но мы, придорожные, больше них востребованы.

В придорожном кафе можно и пообедать горячим, и музыку послушать, и новости из телевизора узнать. Фото Станислава Савина.

Здесь же рядом стоит гостиница на 25 мест. Одно место в двух-пятиместных номерах стоит 500 рублей в сутки. И все номера, как утверждает администратор Валентина Клирина, постоянно заняты. Тоже надо оперативно расширяться.

Вот это развитие придорожного бизнеса и есть то самое новое качество жизни, о котором на открытии дороги 18 октября говорил свердловский губернатор Евгений Куйвашев: «Повышение мобильности и уровня жизни населения привлечёт инвестиции в населённые пункты Среднего Урала и Югры, придаст существенный импульс туристическому потенциалу регионов. Сейчас главы городов, которые стоят на этой дороге, подготовят свои предложения о размещении объектов сервисного обслуживания, общественного питания, гостиниц. Мы эти предложения состыкуем и с коллегами из ХМАО, чтобы выстроить чёткую логистическую цепочку».

И ещё он добавил, что к 2020 году дорога Ивдель — Ханты-Мансийск выйдет на полную загрузку — около шести тысяч автомобилей в сутки. Тогда будет начато строительство обхода вокруг Ивделя.

На празднике по поводу открытия дороги самодеятельные артисты вовсю отплясывали и даже спели гимн новой дороге, сложенный на мотив песни «Маленькая страна»: «Ивдель — Ханты-Мансийск... Самая лучшая трасса в мире Ивдель — Ханты-Мансийск». Фото Станислава Савина.

 Кстати

Общая протяжённость свердловского участка трассы составляет 149 километров. В зоне, прилегающей к дороге, располагается около 70 населённых пунктов Среднего Урала. Стоимость дороги в ценах соответствующих лет — 7,1 миллиарда рублей.

Областная газета Свердловской области