В Екатеринбурге можно увидеть останки древних миров

 Вот так можно побывать в прошлом. Фото Александра Зайцева.

Вот так можно побывать в прошлом. Фото Александра Зайцева.

В Свердловском областном краеведческом музее открылась выставка — «Древние миры Урала». Речь идёт не только о нескольких витринах с останками былых чудовищ, но и о фильме, помогающем совершить невероятное путешествие и проникнуть в глубины доисторического океана.

Про мезозой, если честно, я знаю много. И всё из старой студенческой песни: «Помнишь мезозойскую культуру? Мы с тобой сидели под скалой. Ты мою разорванную шкуру зашивала каменной иглой...» Научный сотрудник музея природы Свердловского областного краеведческого музея Светлана Чистякова охолодила: «Тут всё неправда, люди появились гораздо-гораздо позже. А тогда было время рептилий».

Рептилия, точнее её бренные мощи, в музее имеется. Конечно, с мезозойской эпохи, за 245, примерно, миллионов лет она сильно поистрепалась, но всё-таки то, что когда-то звалось мозозавром и достигало порой тридцати метров в длину (только представьте себе малышку!), нынче больше напоминает старые, видавшие виды каменья. На самом деле это фрагменты скелета, кость от лапы и даже жуткий, нечеловечески огромный чёрный зуб.

Мозозавр был королём моря. Поспорить с ним могла разве что акула. Не слишком похожая на современную, она тоже наводила ужас на окружающих обитателей. Наводила бы, если б те умели соображать. Моллюски, имевшиеся в огромных количествах, никого, скорее всего, не пугали. Но мезозой практически не пережили. Исключение — наутилус помпилиус, очевидно, уже тогда пленивший мир разнообразными талантами. К слову, моллюски в витринах музея — это не муляжи. Это настоящие «живые» окаменелости, благодаря которым наши современники получили шанс узнать своё прошлое, прочесть его, словно по букварю.

То, что осталось от моллюсков (величиной от одного сантиметра до двух с половиной метров), в больших количествах обнаруживают по сей день. Когда-то погибшие существа, они своевременно разложились, а домики-раковины минерализовались. Одни в благородном кальците, другие в таинственно поблёскивающем пирите, но всех, полагаю, затмит натуральный многомиллионолетний перламутр, перед которым не устоит ни один заменитель.

Группа моллюсков и в следующей витрине — белемниты. По-другому их называют «чёртовы пальцы». Они действительно напоминают пальцы-наконечники, внутри которых вьют (вили) себе гнёздышки наши пра-пра. От белемнитов пошли кальмары, осьминоги и прочие каракатицы. А морские ежи, правильные и неправильные, сами шагнули из прошлого в день сегодняшний. Кстати, знаете, в чём отличие? Ротовое отверстие у всех на дне. А анальное у правильных на верхушке. У прочих же там, где рот.

Как вообще возникла идея выставки? Заместитель директора музея Владимир Быкодоров объяснил, что на вопрос о самом древнем уральском экспонате все вспоминают Шигирского идола, которому чуть меньше десяти тысяч лет. Это, между прочим, вдвое больше, чем египетским пирамидам, а всё-таки ничто рядом с демонстрируемыми ценностями. А тут ещё и замечательный фильм французских режиссёров Вунга Паскаля и Ронана Чапалена, снятый в формате 3D. Фильм, который ведёт нас «вперёд в прошлое». Фильм про морских гадов, про мир, про Землю, какой она была когда-то, и какой не будет уже никогда.

  Кстати

Сейчас идёт дубляж второго фильма Паскаля и Чапалена о птеродактилях, то есть рептилиях, захвативших воздушное пространство. На подходе третий фильм — о чудовищах, населявших землю. Всё вместе (по отдельности, впрочем, тоже) станет захватывающим уроком по истории и биологии планеты.

Областная газета Свердловской области