В детсадах исчезнут уроки чтения, счёта и письма

Вскоре появятся первые в России федеральные стандарты дошкольного образования. Реформа после вузов и школ дошла до садиков. Что ждёт детей и их родителей? Этот вопрос мы задали специалистам Свердловского областного института развития образования, участвовавшим в разработке этого важного документа.

Недавно поспорили с коллегой, обсуждая подготовку к школе своих отпрысков. Очень часто уже в сентябре в первом классе от детей требуют уметь не только считать до десяти, но и самим читать задания в учебнике. И потому за образование своих дочек я решила взяться заранее. А что? Пусть потрудятся, пока ходят в садик, зато в школе будет легче. Коллега же со мной категорически не соглашалась: «Пусть у ребёнка будет детство! Не дети для школы, а школа для детей».

Как оказалось, моя собеседница, сама того не зная, перефразировала Александра Асмолова, академика, доктора психологических наук, профессора Федерального института развития образования, который руководил группой разработчиков стандарта дошкольного образования. Главные тезисы документа он так и формулирует: «детство ради детства, а не ради подготовки к школе» и «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку».

— Учить малышей читать, писать и считать должны в первом классе, а не в детском саду, — пояснил «ОГ» министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов. — Все нужные знания детям дадут в школе. По новым стандартам, дошкольники не должны сдавать никаких итоговых тестов или экзаменов на знание предметов. Главное, что должно дать дошкольное образование — качества, которые смогут обеспечить его успешную учёбу в школе — умение фиксировать внимание, развитую речь, любознательность, стремление узнавать новое. Очень важно, чтобы у дошкольника были правильно сформированы морально-нравственные ориентиры. Кроме того, одним из главных направлений нового стандарта является развитие двигательной активности и вообще здоровье ребёнка.

Александр Асмолов считает, нужна культурная социализация ребенка, его приобщение к лучшим гуманистическим образцам культуры через игру и общение. Одна из задач стандарта для детских садов — защитить детство от «взрослости». Если девочка не наигралась в куклы, а мальчик — в машинки, пока ходили в садик, они уже никогда не сможет этого наверстать, поясняют разработчики стандарта. Игра — основной вид деятельности дошкольника. Усаживая малышей за парты, взрослые не позволяют им развиваться так, как положено природой.

— К сожалению, обычно родители считают игру развлечением, досугом, пустой тратой времени, — говорит доцент кафедры педагогики и психологии Свердловского областного института развития образования Ольга Толстикова. — Но игра для ребенка — спонтанное, непредсказуемое, активное пробование себя или предмета игры, загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз... Такая деятельность очень важна потому, что даёт возможность ребенку пробовать себя, проявлять инициативу, делать какой-то выбор и, соответственно, нести за него ответственность. Игра позитивно влияет на становление самостоятельности, инициативности и личности человека. Никакие занятия не заменят того развивающего эффекта, который несёт свободная, самостоятельная, инициативная игра. Когда же педагог постоянно ведет детей с одного занятия на другое, постоянно руководит и контролирует и дети ничего сами не выбирают, не придумывают самостоятельных занятий, они не чувствуют своей самостоятельности, активности, независимости. А именно из этого рождается личность, самосознание и ответственная позиция.

— Как же готовить к школе? — озадачилась я.

— Подготовка к школе — не раннее изучение программы первого класса, обучение чтению, письму и счёту, — объясняет Толстикова. — Наличие знаний само по себе вовсе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому лучшая подготовка к школе — это формирование у ребёнка качеств, необходимых за партой: любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения, наличия познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник должен уметь фантазировать, воображать и работать по образцу, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам. У него должна быть развита способность к волевым усилиям, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других. Завтрашний школьник умеет выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности.

Педагог говорит, что форма «учебных» занятий в садике недопустима — это противоречит логике детского развития. Образование дошкольника — это социализация и индивидуализация развития, а не обучение. И дошкольное детство — это совсем не только подготовка к школе, это... сама жизнь. Получив все эти разъяснения, я решила больше не приставать к дочкам-дошколятам «выполнять домашнее задание». Я, конечно, не перестану учить их читать или решать задачки, только буду это делать в другой форме. Пусть побольше играют, раз это так полезно для развития :)

Кстати

60 процентов стандарта обязательно для всей России. Это комплексность подхода, который обеспечивает развитие детей в социально-коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом и физическом развитии. Оставшиеся 40 процентов — вариативная часть, которую устанавливает каждый детский сад с учетом местности, где он расположен, специфики национальных, социокультурных, экономических условий, индивидуальных потребностей и ожиданий родителей.

В министерстве общего и профессионального образования Свердловской области рассказали «ОГ», что для подготовки педагогов детсадов к введению новых стандартов дошкольного образования запланировано массовое повышение квалификации — в разных формах и максимально приближенное к месту работу. То есть надолго отрывать воспитателей от детей не планируется. Кроме того, уже сформированы новые государственные задания для всех педагогических колледжей региона с учётом нового ФГОС

Толстикова Ольга Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловский областной институт развития образования отвечает на вопросы корреспондента «ОГ».

— Чем отличается федеральный стандарт от той нормативной базы, которая есть сейчас?

— Есть федеральные государственные требования, представленные двумя группами требований: требований к структуре программы, которые определяют необходимый минимум содержания дошкольного образования, и требования к условиям реализации этой программы. Сейчас у нас нет целеполагающей вещи, которая появится в связи со стандартом, я имею ввиду требования к результатам дошкольного образования.

Но это не будут требования к ребенку дошкольного возраста, «ты должен». Это мы, взрослые, должны создать такие психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия, условия предметно-пространственной среды, которые бы способствовали его развитию. Такой подход к оценке результата освоения детьми программы определен в соответствии со спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат), делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. В стандарте дошкольного образования нет цифр. Нет учебных планов, нет обязательных и необязательных предметов, что так раздражало родительское сообщество при обсуждении стандарта школы, есть только процентное соотношение обязательной (60%) и вариативной части (40%), т.е. части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Вариативная часть программы рассчитана на то, что каждое учреждение может и должно иметь свою программу с учетом специфики национальных, социокультурных, экономических условий, местности, где оно расположено, индивидуальных потребностей граждан, их ожиданий от этого учреждения. Она составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов.

В проекте стандарта дошкольного образования есть один принципиально важный момент — программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

Кроме этого, в проекте стандарта определены требования к условиям реализации образовательной программы в детском саду, которые включают требования к психолого-педагогическим кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде и направлены на создание образовательной среды и социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений (ребенок, педагог, родитель).

— Чему следует учить ребенка в детском саду? Как нужно это делать?

— Статьей 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «образовательная деятельность» (деятельность по реализации образовательных программ), в которое раньше включалось проведение нескольких занятий в течение дня. В настоящее время совместная образовательная деятельность рассматривается как непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, взаимодействие с семьями детей по реализации задач основной образовательной программы дошкольного образования.

На протяжении многих лет в дошкольных учреждениях преобладала единая форма образовательной работы с детьми — занятие (обучающая деятельность). Педагоги, да и родители, всегда воспринимали регулярное проведение в детском саду занятий как нечто обязательное, должное, как привычную для их понимания единственную форму обучения детей. Организация занятий чаще осуществлялась в школьной учебной модели, даже если педагогом использовались игровые приемы. Серьезной ошибкой педагогов детских садов является игнорирование использования полноценной, многовидовой игровой, познавательной, исследовательской деятельности. И в положениях ФГТ и в положениях ФГОС: деятельность ДОУ, регламентированная по типу учебной, не соответствует возрастным и психическим особенностям ребенка дошкольного возраста.

С 2010 года Федеральными государственными требованиями установлено: «...решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов...» в соответствии со спецификой образования детей дошкольного возраста. В настоящее время, воспитатель планирует и организует с детьми гибкие и интерес​ные виды деятельности в разнообразных формах (наблюдение, экскурсия, рисование, лепка, эксперимент, исследовательская деятельность, проектная деятельность, чтение с последующим обсуждением, театрализация, творческая мастерская и др.), где занятие встает в ряд с другими формами работы с детьми, а основной из них признана игра. К сожалению, игра родителями чаще всего рассматривается как развлечение, то есть просто досуг, как избыточный элемент, как пустая трата времени, педагогами же, в основном, как средство обучения. Но игра для ребенка — это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное пробование себя или предмета игры, это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз. Если даже эта игра по строго обозначенным правилам, все равно кто выиграет, непонятно, и интрига игры в том, чем все кончится, что будет дальше. Это отличает игру от любой другой деятельности. Такая деятельность очень важна потому, что дает возможность ребенку пробовать себя, проявлять инициативу, делать какой-то выбор и, соответственно, нести за него какую-то ответственность. Игра, в широком смысле слова, охватывает очень много детских деятельностей и имеет позитивное влияние на становление самостоятельности, инициативности и личности человека. И все занятия не могут заменить того развивающего эффекта, который несет свободная, самостоятельная, инициативная игра. Когда же педагог постоянно ведет детей с одного занятия на другое, постоянно руководит и контролирует и дети ничего сами не выбирают, не придумывают самостоятельных занятий, они не чувствуют своей самостоятельности, активности, независимости. А именно из этого рождается личность, самосознание и ответственная позиция.

А если уж говорить о занятии как форме работы с детьми, то в их организации современному педагогу необходимо отказаться от объяснительно-иллюстративного способа, осуществив переход к активно-деятельностному способу в обучении и воспитании дошкольников; следует учитывать закономерности развития ребенка дошкольного возраста, приспособиться к его уровню и индивидуальным особенностям; перейти к деятельностно-развивающим технологиям, формирующим широкий спектр личностных качеств, которые затем лягут в «золотой фонд» зрелой личности (А.В. Запорожец) и обеспечат им успешное вхождение в школьную жизнь, что связано с организацией разных видов детской деятельности, которые значимы для ребенка и имеют серьезную эмоциональную составляющую. В процессе таких видов деятельности у детей формируется произвольность (умение управлять своим поведением), воображение, образное мышление, коммуникативная речь, свободное общение как с детьми, так и со взрослыми, без которых невозможно ожидать безболезненного перехода детей в новые условия и постепенного вхождения в учебную деятельность.

Каждый ребенок развивается и растет по-своему, у него особый темпера​мент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия должны учитываться как в программе, так и во взаимоотношениях детей и взрослых. Ребенок учится в результате взаимодействия его собственных мыслей и опыта с материалами, идеями и людьми. Эта практика должна соответствовать его возрастным возможностям и в то же время активизировать его интерес и понимание.

Если занятия с детьми проводятся без учета уровня их развития, дети терпят неудачи и испытывают фрустрацию. Однако не следует делать занятия и слишком просты​ми; они должны быть именно того уровня сложности, который соответствует текущему этапу развития конкретного ребенка.

Для того, чтобы проводимые с детьми занятия соответствовали их индиви​дуальным и возрастным особенностям, воспитатели должны вести постоянное наблюдение за каждым ребенком с тем, чтобы выявить его возможности, потребности, интересы, темперамент и стиль восприятия. Воспитатели должны с уважением относится к идеям детей и использовать​эти идеи для построения программы. Они должны взаимодействовать с детьми в их игре и других видах деятельности, подавать пример внимательного и отзывчи​вого отношения к окружающим; фиксировать и оценивать свои наблюдения; использовать свои наблюдения при планировании и для индивидуализации работы с детьми. В обстановке, где детей ориентируют на реализацию собст​венных интересов, у детей развивается чувство собственной значимости и ини​циативы.

Перед нами встает важная проблема формирования у педагогов и руководителей дошкольных учреждений готовности к решению новых задач в условиях модернизации образования, формирования у них таких способностей, как умение видеть в каждом ребенке потенциально успешную личность, обеспечить каждому ребенку успех в деятельности, что позволит им организовать образовательный процесс с учетом индивидуального подхода, превращать учебную задачу в личностно значимую для ребенка. Существенной частью в программе повышения квалификации, переподготовки должно стать обучение педагогов специально разработанным технологиям оценивания процесса и результатов своей деятельности, умение самостоятельно ее совершенствовать, обобщать и представлять опыт своей работы.

— Должны ли детсадовцев учить читать, считать и писать?

— Подготовка к школе, родителями в первую очередь, продолжает рассматриваться как более раннее изучение программы первого класса, сводится к формированию узко предметных знаний и умений (уметь читать, писать, считать и т.п.).

В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе как в условиях детского сада, так и семьи должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения ребенка, наличия познавательных и социальных мотивов учения; умения фантазировать, воображать; умения работать по образцу; умения подчиняться разным правилам и социальным нормам, в том числе правилам безопасного поведения, слушать взрослого и выполнять его инструкции; способность к волевым усилиям, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Важным на этапе завершения дошкольного образования являются предпосылки грамотности, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Все вышеперечисленные качества являются целевыми ориентирами для педагогических коллективов детских садов в образовании детей дошкольного возраста, разработки ими основной образовательной программы дошкольного образования.Дошкольники должны вовлекаться в самостоятельный процесс поиска знаний, к размышлению, высказыванию собственной точки зрения, к умственным действиям и пр.В качестве активных методов и средств здесь могут выступать моделирование, экспериментирование, интеллектуальные игры, познавательные сказки, рассказы, тренинг и др.

Счет, чтение, письмо — это побочные продукты деятельности через которые ребенок входит в мир жизни взрослых и живет. Поэтому развитие у ребенка дошкольного возраста знаковых форм мышления путем специально организованного обучения письму, чтению, счету в форме «учебных» занятий недопустимо. Это противоречит логике детского развития, приобретающего характер акселерации (ускорения), взамен амплификации (обогащения) (по А.В. Запорожцу).

Преемственность образования между дошкольным и младшим школьным возрастом понимается как обеспечение условий для полноценного вхождения ребенка (будущего ученика) в учебную деятельность, как принятие задачи «научиться учиться» у взрослого. Решение этой задачи обеспечивается в дошкольном возрасте за счет использования специфичных форм и видов детской деятельности.Образование дошкольника сегодня понимается как социализация и индивидуализация развития, а не как обучение. А это значит, что самоценность дошкольного детства это не только подготовка к школе, это собственно жизнь и на этом этапе крайне опасно надевать школьные формы жизни. Ребенок в дошкольном детстве должен развиваться в контексте детских видов деятельности. Очень важно на сегодняшний день, какие педагогические технологии использует педагог, насколько они отвечают целям и задачам ФГОС дошкольного образования, тем результатам, которые планируется достичь.

Областная газета Свердловской области