Между двумя храмами Екатеринбурга стоят гранитные комсомольцы

Комсомолец на этом памятнике – это сам скульптор Пётр Сажин,  а вот комсомолка – собирательный образ. Автор фото неизвестен.

Комсомолец на этом памятнике – это сам скульптор Пётр Сажин, а вот комсомолка – собирательный образ. Автор фото неизвестен.

Расположение этого памятника между двумя храмами (Вознесения Господня и Храма-на-Крови) привлекает ошарашенных таким необычным «симбиозом» туристов. Острые языки утверждают, что «ребята шагают из одной церкви в другую». А между тем на момент открытия этот монумент играл совсем другую роль...

Но чтобы понять, какой была эта роль, нужно проследить историю площади, на которой установлен монумент Комсомолу Урала. В ХХ веке площадь сменила три названия, будучи сначала переименованной из Вознесенской в площадь Народной мести, а затем в Комсомольскую площадь.

Вознесенская

Вряд ли кто будет спорить, что Вознесенская горка – место знаковое. В дореволюционном Екатеринбурге это место, где сегодня установлен памятник Комсомолу Урала, называлось Вознесенской площадью – в честь церкви во имя Вознесения Господня (Вознесенская церковь).

Деревянная церквушка на этом месте стояла ещё с 1770 года, а в 1792 году здесь был заложен первый камень Вознесенской церкви. С момента заложения этого камня деревянную церковь стали называть Старо-Вознесенской. Эта церковь продолжала здесь стоять до 1808 года, потом её разобрали и перевезли в Нижнеисетск, где она ещё долгое время была приходской, а затем кладбищенской церковью, но сейчас на её месте свалка.

Новая Вознесенская церковь состоит из двух храмов. Нижний храм (двухэтажный, названный во имя Рождества Богородицы) был достроен и освящён в 1801 году, а верхний (Вознесения Господня) – в 1818-м. А в 1834-м в храме уже началась реконструкция, в ходе которой изменили фасад и надстроили колокольню.

В советское время (с 1926 года) в здании храма сначала расположилась школа, в годы Великой Отечественной войны – хранилище музея, где прятали шедевры из Эрмитажа, а после войны – отдел истории областного краеведческого музея.

Вновь было передано православной церкви это здание в 1990 году, а с февраля 1991 оно снова стало действующим храмом.

Народной мести

Летом 1919 года, когда в Екатеринбурге повторно установилась Советская власть, впервые был поднят вопрос о переименовании города. Муссировались различные варианты названий, большинство из которых были связаны с расстрелом Николая II. Например, наш город мог называться Реваншбург.

Свердловском Екатеринбург стал лишь в 1924-м, но уже в 1919-м Вознесенская площадь, расположенная напротив дома Ипатьева, где расстреляли императорскую семью, получила название площади Народной мести. А в 1920 году с бывшей Кафедральной площади (площадь 1905 года) сюда перенесли бюст Карла Маркса работы скульптора Степана Эрзи, который, правда, простоял там лишь до начала 30-х годов (первые советские памятники из-за низкого качества исполнения были недолговечны).

Но постепенно убийство императора как бренд начало утрачивать свою значимость. Открытый в 1927 году в доме Ипатьева Музей революции, где была экспозиция, посвящённая казни, в 1946 году прекратил своё существование.

А в 1956 году состоялся знаменитый доклад Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС. Конечно, никто открыто даже во время «хрущёвской оттепели» не стал бы осуждать расстрел царской семьи, но всё же настало время смены политических ориентиров.

И тогда вспомнили ещё об одной исторической составляющей площади напротив дома Ипатьева – комсомольской.

Комсомольская

В конце 1917 года в бывшем особняке Харитонова-Расторгуева состоялся Первый съезд социалистической молодёжи Урала. Собственно комсомольская организация была создана лишь в 1918 году, но на этом съезде уже появился предшественник комсомола – ССРМ (Социалистический Союз рабочей молодёжи). По этому поводу в 1932 году на месте разрушившегося бюста Маркса установили мемориальную экспозицию «15 лет вооружённому Комсомолу». Композиция не отличалась высоким качеством исполнения и продержалась недолго, но сам факт того, что место это имеет отношение к комсомолу, запомнился. И поэтому, когда «хрущёвской оттепелью» было продиктовано решение о переименовании площади Народной мести, этот факт стал определяющим.

Конкурс на возведение монумента выиграли ещё не особо известные тогда скульптор Пётр Сажин (кстати, в образе комсомольца он изобразил самого себя) и архитектор Геннадий Белянкин. Это был их первый опыт сотрудничества, который перерос в многолетнюю дружбу. Итогом этого творческого союза стал гранитный монумент высотой 6,5 метра, с открытием которого площадь тут же переименовали в Комсомольскую.

Своё комсомольское название площадь сохранила до сих пор, несмотря на то, что в начале 90-х здесь открылся храм Вознесения Господня, а в 2003-м – Храм-на-Крови, построенный на месте дома Ипатьевых.

Время от времени находятся общественники, пытающиеся добиться переименования площади и сноса (или переноса) комсомольского памятника, но он стоит на своём месте с гранитной непоколебимостью. А на день рождения ВЛКСМ (29 октября) современные комсомольцы (члены РСМ) здесь даже выставляют почётный караул.

Кстати

Позади этого памятника в советское время располагался ещё и фонтан, который до сих пор помнят благодаря чугунным лягушкам, верхом на которых любили фотографироваться дети.

Областная газета Свердловской области