В Екатеринбурге стартует программа сопровождения воспитанников детских домов

В Екатеринбурге стараниями общественной организации «Семья детям» стартует программа сопровождения воспитанников детских домов «Старший брат, старшая сестра». Вернее, уже стартовала. Десять ребятишек не сегодня завтра получат названных родственников. Волонтёров, прошедших обязательный тренинг, на очереди — значительно больше. Выбор необходим. Ведь отношения у «братьев-и сестёр» могут и не сложиться. Подбирают, кстати, не ребёнка волонтёру, а волонтёра — ребёнку.

В общем, когда тебе пятнадцать-шестнадцать, любые «указивки» старших товарищей вызывают раздражение, а менторский тон натурально выводит из себя. Родительско-учительские подходы в этом возрасте не пройдут. Уж лучше «бабушкин» вариант беззаветной и всепрощающей любви. Но в мире, чем дальше, тем больше, приживается версия так называемых братско-сестринских отношений. Когда подростку подбирается близкий по возрасту и интересам волонтёр, с которым можно сходить в кино, в музей, прошвырнуться по улице, а заодно пожаловаться на гнетущую проблему, совета попросить, вместе поискать выход.

Не это, однако, главное. Мы знаем: пока ребёнок живёт в детдоме, его кормят, поят, одевают. Спонсоры дарят завидные, с любой точки зрения, подарки. Педагоги (лучшие из них) не жалеют ни сил, ни времени для воспитанника. Но отгремит выпускной, и вчерашний член коллектива оказывается с жизнью один на один. И, представляете, ему вдруг приходится решать, на что потратить деньги? Может, сладостей накупить? Или зашибенную куртку. Не на еду же откладывать кругленькую сумму. Будет день — будет пища. А ещё надо из десятков видов обоев выбрать единственно возможные для своего жилья. А ещё предстоит решить, куда пойти учиться. Или работать. С мамой, между прочим, мы каждый день делаем выбор: эту кашу буду, эту не буду, эту юбку надену, эту — не надену. В детском доме не покапризничаешь, ешь что дают. А после детского дома?

Когда рядом почти сверстник, уже ответивший для себя на многочисленные вопросы, куда как легче…

Подросток пластичен. Он учится не на нотациях. Он прикидывает на себя чужие модели поведения. С детства парень усвоил, например: мужчина пьёт, бьёт и мучает близких. Это кажется естественным и нормальным. А значит, фатально требует повторения. И вдруг, в общении с товарищем, который всего-то на несколько лет старше, видит: мужчина может быть добрым, великодушным, надёжным. Любить театр (и тебя заразить этой любовью). «Качаться» до одурения (и из тебя сделать культуриста). Быть завзятым книгочеем (и тебя пристрастить к книжкам). То есть не обязательно идти дорожкой, проторённой родителем. Есть много разновидностей существования на земле. Выбор за тобой.

И за волонтёром, полагают инициаторы. Можно ведь поставить отношения на товарно-денежные рельсы. И удовлетворять просьбы типа: «Скинь-ка мне на телефон сотенку…» В организации «Семья детям» уверены, что подобные разговоры приличнее всего пресекать на корню. Иначе придётся платить за подопечного до гробовой доски. С чего бы? Ведь огромному большинству окружающих в голову не придёт эксплуатировать тебя материально. Почему тут допустимы исключения? Не потому ли, что с сиротами мы привыкли общаться с придыханием? Жалко. Координатор проекта Александра Мелях считает: жалость мешает адаптации этих ребят. А помогает — ничем не выдающаяся, очень сложная, ежедневная рутинная работа, основанная на поиске взаимопонимания, взаимодействия и компромисса.

Почему сложная? Потому что гладко точно не будет. Сто процентов детдомовцев успели пережить травму привязанности. От них однажды уже отказались. Так что своего волонтёра они долго будут испытывать на прочность – выносить мозг, пакостить, пытаться манипулировать. И всё это от страха и в тайной надежде: человек выдержит и не предаст. Не бросит, как мама. И если ответом будет: хочу общаться по-прежнему, вполне вероятно, дело закончится дружбой. Точнее, к ней приведёт.

Проект пока носит пилотный характер. Если всё получится, в городе подумают над его расширением.

Кстати

Волонтёром может стать любой человек, достигший восемнадцати лет и желающий помогать детям. Необходимые условия — возможность общаться с ребёнком несколько часов в неделю, ответственность, терпение и внимательность. В остальном поможет специальный курс обучения — тренинг. В программе НЕ могут принимать участие психически нестабильные люди, зависимые от алкоголя, наркотических веществ, азартных игр, имеющие непогашенную судимость, страдающие от инфекционных заболеваний, не желающие следовать установленным правилам, не готовые к долгосрочным отношениям.

Областная газета Свердловской области