Психологическое состояние детей постоянно грозит срывами

Буквально на днях Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области передал свой доклад по итогам деятельности в 2013 году губернатору, в Законодательное Собрание области и в правительство. Наш разговор с Игорем Мороковым о том, что волнует, что беспокоит взрослых, облечённых властью людей, и как живётся среднестатистической детворе сегодня.

— Да непросто живётся. Проблемы те же, исконные. Это машины другие, квартиры, а любовь какая была, такая и осталась. И измена тоже, и дружба, и верность… Помножьте всё на технический прогресс, море поступающей информации, гигантское скопление людей в городах, исчезнувшую прямо на глазах дворовую культуру, подстерегающие опасности…

— Вот об опасностях… Сегодня они поджидают ребёнка в самых неожиданных местах. Школа, например…

— Знаете, можно не соглашаться, но, по-моему, психологическое состояние наших детей постоянно грозит срывами. Эта гонка за успехом, отсутствие взаимопонимания с родителями, реальное одиночество при обширных возможностях общения в Интернете… Они постоянно находятся в зоне риска. Но мы проанализировали ситуацию последних двух лет. В 2012-м 145 детей в области погибло в чрезвычайных ситуациях. В 2013-м таких случаев было несколько меньше — 129. Но цифра всё равно угнетает. Мы ратуем за повышение рождаемости, а как сохранить жизни уже живущих?

— О каких чрезвычайных ситуациях речь?

— ДТП, прежде всего. В прошлом году погибло 25 ребятишек. Это не считая тех, кто выжил и на всю жизнь остался инвалидом. Ужасно. Мы говорим: надо учить детей правилам поведения на дорогах. Правильно, но дети становятся виновниками ДТП лишь в двадцати процентах случаев. Причина остальных — взрослые люди. На одном из совещаний в Москве нам удалось показать несколько видеороликов, зал обмер. Представьте, едет навороченный джип, внезапно распахивается задняя дверца, и ребёнок вываливается прямо под колёса машины. Дальше папа может рвать на себе волосы, толку-то. А вот другой пример: бабуля тащит упирающегося внука через дорогу. Пешеходный переход в стороне. Ребёнок знает, что идти нельзя, а бабушка? Вместе с ГИБДД мы провели рейд. Наблюдали, как подвозят детей к девятой школе. Нет кресел. А если есть, они либо плохие (несертифицированные), либо установлены неправильно (надо спиной к движению). Но ДТП — лишь часть проблемы. 32 ребёнка погибли в пожарах, сплошь и рядом оставленные без присмотра. Теперь, к слову, мы надеемся, что ответственность за неисправную проводку в скором времени будет возлагаться на органы местного самоуправления. Пусть ремонтируют. Это в любом случае дешевле, чем изыскивать жильё для погорельцев. Особый разговор о суицидах. За полтора месяца нынешнего года — уже три случая. Что это, сбой состояния, сниженный порог опасности?

— Сейчас заговорили о возвращении психологов в школы. Но психолог только диагноз поставит. А дальше?

— Честно говоря, я был не слишком послушным пацаном. Не очень-то делился с родителями своими проблемами. Но была учительница, которой можно было рассказать о самом сокровенном. Когда психологи появились в школах, предполагалось, что их задача не столько с детьми работать, сколько с педагогами. Учить учителя учить детей, выстраивать с ними отношения. Пусть будет земля пухом учителю географии, застреленному в Москве учеником, но, если б отношения были более тёплыми, может, у мальчишки не поднялась бы рука? Сравните с нашим Волчанском. Там дети вышли на защиту учителя.

— За прошлый год вы получили более трёх тысяч обращений. Чем озабочены люди?

— Разным. Но семейные отношения преобладают. Детей делят при разводе. Откровенно используют в возникающих конфликтах. С ними не считаются при выселении из квартир за долги банкам. Да мало ли… Вот в школьных медицинских кабинетах теперь должны работать сотрудники поликлиник. В свободное от основной работы время. Это когда? Две смерти на уроках физкультуры в школах области произошли при отсутствии медика. А может, детей удалось бы спасти?

— Приоритетные направления вашей работы в 2014 году?

— Медицина в школе. Детские кресла в автомобилях. Постинтернатное сопровождение детей-сирот. Между прочим, оценка деятельности педагогов детских домов должна зависеть от того, как выпускники устраиваются в жизни. Потому что их к этой жизни надо готовить заранее. А ещё у нас есть хороший сайт. Посещаемость его растёт. Там можно задать любой вопрос. Мы ответим, дадим необходимую консультацию. Попытались уже консультировать и по Скайпу. Получилось. Будем продолжать.

Областная газета Свердловской области