Учебники не сдали экзамен в минобразовании

Эти и многие другие книги, проверенные несколькими поколениями школьников, теперь оказались вне закона. Они не прошли федеральную экспертизу и не вошли в перечень рекомендуемых для школ пособий. А ведь по ним учится полстраны! Фото автора.

Эти и многие другие книги, проверенные несколькими поколениями школьников, теперь оказались вне закона. Они не прошли федеральную экспертизу и не вошли в перечень рекомендуемых для школ пособий. А ведь по ним учится полстраны! Фото автора.

Федеральное Министерство образования и науки решило сократить количество рекомендованных в школах учебников. Если прежде их в стране было больше трёх тысяч, то теперь решено оставить порядка 1300. В числе прочих из перечня вычеркнули математику Людмилы Петерсон и все учебники программы «Школа 2100».

А по этим книжкам учится полстраны, если не больше. Школы в Свердловской области — в том числе. И в прошлом году в связи с новым законом «Об образовании», где прописана ответственность государства за обеспечение учебниками, вся страна, включая и наш регион, запаслась новенькими книжками Петерсон и «Школы 2100». Это же признанные авторитеты! Все гимназии и лицеи учат ребятишек считать и читать по их задачкам и упражнениям... Кто же знал, что авторитеты не далее чем через полгода низвергнут?

На днях Людмила Петерсон опубликовала открытое письмо к президенту Российской академии образования (РАО). И процитировала в нём единственную отрицательную рецензию методиста, из-за которой её учебники не прошли федеральную экспертизу (все остальные были положительные). Негативное заключение эксперт выдал, поскольку данные в учебниках определения не позволяют найти «объём многоугольника». (Справка «ОГ»: многоугольник — фигура плоская, у него может быть только площадь, а не объём). «Мы готовы улучшить свой курс, но мы не сможем научить наших детей находить объём многоугольника», — пишет Петерсон.

— Такое заключение «эксперта» заставляет сомневаться в качестве тех учебников, которые, в отличие от Петерсон, вошли в рекомендованный государством перечень, — позвонила в редакцию «ОГ» учитель начальных классов Светлана Забродина из Камышлова.

Подобная участь постигла и все учебники программы «Школа 2100» — эксперты посчитали, что слишком поздно получили их к рассмотрению. Формальный отказ. Скорее — никто не захотел брать на себя смелость писать в рецензии об отсутствующем здесь «объёме многоугольника» или других несуществующих ошибках.

— Это единственная из всех известных мне программ, имеющая преемственность от детского сада до выпускного 11-го класса, — недоумевает завуч начальной школы гимназии № 47 Екатеринбурга Ольга Болячкина. — Принципы программы дают ряд преимуществ перед другими. Учитель на уроках даёт максимум материала, а к оценке подходит индивидуально, ориентируясь на особенности детей. Способные дети берут максимум, ослабленные — минимум, но в ситуации успеха оказываются все, и это очень важно для формирования личности. Программа разработана с учётом передовых педагогических технологий — проблемного обучения, продуктивного чтения на всех предметах и оценивания. Мы с коллегами испытали глубокое сожаление, что не сможем работать по проверенным учебникам, которыми успешно пользовались 15 лет.

Педагоги говорят о том, что федеральную экспертизу успешно прошли лишь учебники программы «Школа России» и «Школа XXI век». Те, что рассчитаны на среднего ученика, использующие задания, которые надо выполнять по шаблону. Однако сдать ЕГЭ на повышенный балл выпускникам, хорошо справляющимся с упражнениями по образцу, не получится. Чтобы получить высокий результат ЕГЭ, нужно уметь решать тесты части «С» — а здесь возможны лишь нестандартные решения и проблемный подход. То, чему учат Петерсон и «Школа 2100».

Использовать в школе можно только те учебники, которые рекомендованы федеральной властью. И покупать за счёт бюджета — тоже. В прошлом году вся страна потратила немало средств, закупив для учеников то, что нынче оказалось «не положено». Теперь, выходит, придётся тратить деньги снова — на заставишь же родителей приобретать учебники. По закону нельзя. Но где взять средства? В бюджетах регионов, в том числе и нашего, эти расходы в расчёт никто не брал... Зато книгопечатники и с ними книгопродавцы потирают руки. Их ждёт немалая прибыль. Возможно, что именно ради их выгоды и затеяны перемены. Ведь только на Среднем Урале в 2013 году на приобретение учебников бюджет потратил более 310 миллионов рублей.

Свердловское минобразования отправило в Москву письма с просьбами разрешить учить ребятишек по уже закупленным книжкам. Родители школьников Среднего Урала активно включились в сбор подписей под петицией в РАО в Интернете с просьбой пересмотреть экспертизу математики Петерсон и уже набрали необходимые 10 000 голосов. Ещё есть надежда, что Минобрнауки услышит родителей и учителей и до конца марта (крайний срок) изменит своё решение, вернув проверенные популярные учебники в федеральный перечень.

Комментарий

Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, завуч по научно-методической работе школы № 69 Екатеринбурга:

— 22 года я работаю по учебникам программы Эльконина-Давыдова, которые в этом году также не прошли федеральную экспертизу. Отмечу, что вся теория универсальных учебных действий, лежащая в основе федеральных государственных образовательных стандартов, разработана Элькониным и Давыдовым. Учебники, которые уже приобрели в школу, мы имеем право использовать пять лет, так что взятый в этом году первый класс я доведу до средней школы по программе Эльконина-Давыдова.

Областная газета Свердловской области