В гимназии вместе с обычными детьми учатся и инвалиды

И Лера Подгорбунских (в центре)... Фото Алексея Кунилова.

И Лера Подгорбунских (в центре)... Фото Алексея Кунилова.

...и Максим Журавлёв вовсе не обделены вниманием сверстников. Фото Алексея Кунилова.

Инклюзивное обучение, ещё только продекларированное в новом федеральном законе «Об образовании», в одной из екатеринбургских школ уже три года как норма жизни. Гимназию №47 посещают семь ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Никита спускается по лестнице. Красивый черноволосый мальчишка в гимназической форме. Рядом, слегка поддерживая его за локоть, идёт мама. Один Никита ходить не может – у него детский церебральный паралич. Вдруг из-за угла выныривает сверстница, берёт мальчишку за руку и дальше они идут вместе, смеясь и разговаривая о чём-то своём.

На этих ребят в гимназии №47 Екатеринбурга никто не показывает пальцем и никто не отворачивается от них, скрывая эмоции. Здесь уже давно поняли, что дети-инвалиды – тоже дети, и они так же, как здоровые, хотят учиться, играть, болтать со сверстниками...

– Семь лет назад я побывала в американской школе и увидела, как со звонком из классов вместе со здоровыми ребятами на колясках выкатываются дети-инвалиды, – рассказывает директор гимназии №47 Екатеринбурга Елена Крюкова. – Приятно поразило, как естественно здоровые общаются с теми, чьи возможности ограничены. Тогда я поставила цель добиться таких же результатов в нашей гимназии. Три года назад гимназия победила в конкурсе проектов на организацию доступной среды в школе, получила 2,5 миллиона рублей. Мы купили подъёмное устройство, оборудовали зал лечебной гимнастики, кабинет сенсорики и психологической разгрузки. Соорудили в здании начальной школы, куда намеревались принять детей, пандусы и подъёмники, установили компьютерный класс со специальными компьютерными программами. И к нам пришли первые ученики с ограниченными возможностями.

Оказалось, дети проще относятся к своим особым сверстникам, чем взрослые. Они ещё свободны от представлений, навязанных обществом. Естественны в желании проявить добрые чувства, помочь, подсказать. Есть и другая сторона – по сравнению с больным, даже самый отстающий и слабый ученик становится сильным и чувствует себя уверенным. И это тоже хорошо, говорят педагоги: зато он успешен в проявлении человечности, в умении дружить с беспомощным.

– Дети с ограниченными возможностями получают то же детство, как и здоровые, но одновременно с этим и здоровые получают возможность научиться быть великодушным и добрым, – говорит Елена Крюкова.

– Современные дети часто эгоцентричны и очень опекаемы взрослыми, – добавляет завуч по инклюзивному образованию Галина Бакланова. – Когда рядом с ними оказывается кто-то слабее их физически, они на деле учатся и сами выступать в роли опекающих.

Рассказ об отзывчивости школьников не нужен – её и так видно. Вот Максимка Журавлёв из 2-го «Б» отправляется на урок изо – любит рисовать. В отличие от Никиты, он передвигается только на коляске. Сотрудник охраны дядя Олег пристёгивает его к специальному креслу и начинает поднимать на третий этаж. Тут же прибегают ребята: «Вам помочь? Максим, тебе удобно?» А когда класс Леры Подгорбунских отправляется в столовую, никто не убегает вперёд – все её дожидаются, потому что она ходит не очень быстро.

– Зато Валерия очень любит работать на уроке! – рассказывает её учитель Елена Белоусова. – Вот в первом классе, было дело, стеснялась. Такие дети ведь почти не ходят в садик, а общаться с людьми надо учиться. Но спустя некоторое время Лерочка привыкла к ребятам, к их вниманию, и с удовольствием стала отвечать на уроках. Ей нравится дружить, нравится вместе со всеми играть и достигать каких-то результатов. Счастье, что родители дали ей эту возможность и отправили в нашу школу.

Важно

В следующем учебном году в гимназию №47 поступит мальчик с синдромом Дауна – даже такие дети отныне могут учиться вместе со здоровыми. Елена Крюкова поясняет, что родителей особых детей школа готова принять на работу, предоставив им возможность получить дополнительное образование. В качестве социальных педагогов мамы смогут помогать и своему, и чужому ребёнку.

Областная газета Свердловской области