Путешествие поезда на... вертолёте

Компания УГМК решила пополнить свой знаменитый на весь Урал музей боевой техники настоящим паровозом. Ничейный паровоз нашли в заброшенном депо на севере Тюменской области. Но встал вопрос: как вывезти оттуда многотонную махину, если к этому месту сейчас нет никаких дорог? Проблему решили оригинальным способом: на вертолёте! Фото Павла Козионова.

Другого реального варианта просто не было. Сейчас этот паровоз уже отреставрирован, ждёт покраски согласно положенному техрегламенту в чёрный цвет и уже стоит на месте будущей особой экспозиции.

О музее боевой техники в УГМК ныне знает не то что весь Урал, пожалуй, уже весь мир, если судить по числу и географии делегаций, здесь побывавших. На каком-то этапе сотрудники музея поняли, что коллекция боевой техники будет неполной без железнодорожной тематики. И возникла идея доставить сюда для начала настоящий паровоз с известного, в общем-то, заброшенного депо Долгое под Новым Уренгоем.

Это депо находилось в тупике так называемой «Мёртвой дороги», строить которую начали по распоряжению Сталина в 1947 году от Салехарда к Игарке. Строил ГУЛАГ, конечно. Когда Сталин умер, стройку тут же забросили вместе с техникой. В упомянутом депо, как доложила разведка, стояло под открытым небом четыре паровоза. Один из них, серии «Ов», вполне годился для реставрации. Но как доставить его из-под Нового Уренгоя?

— В первый разведывательный вылет летом прошлого года, — рассказывает начальник участка реставрации военной техники и ретроавтомобилей ОАО «Уралэлектромедь» Алексей Пархомчик, — мы сначала стали рассматривать вариант водного пути. В принципе, до реки, по которой могла пройти баржа, было недалеко. Каким-нибудь тягачом можно было бы и подтолкнуть к реке. А вдруг баржа не сможет близко подойти? Морока, в общем. Но главное даже не это. Мы явно не успевали разобрать паровоз до окончания навигации и всё отодвинулось бы до весны. Это никого не устраивало, стали просчитывать переброску вертолётом за 60 километров до ближайшей станции Карачаево. И всё получилось!

Конечно, на словах легко, а в деле всё оказалось непросто. Бригадой из восьми человек с инструментами (какими — можно представить: паровоз простым гаечным ключиком не разберёшь) вылетели на место в сентябре, а в октябре операция была благополучно завершена.

Самый подходящий вертолёт для таких дел — Ми-26. Он может поднять до 40 тонн груза. Паровоз серии «Ов» (основной), выпущенный в Питере в 1912 году, весит 68 тонн. А поскольку так и так разбирать, по частям его и перетаскивали. Но тоже дело непростое, крюками не подцепишь. Разбирали на пять частей: котёл, кабина, тендер и две тележки. Под каждое «грузоместо» заводили тросы с прокладкой. Вполне могло быть, что какая-нибудь острая проржавевшая железяка перережет трос — вес-то немалый — и тогда не миновать беды. Мало того, надо груз ещё и отцентровать, чтобы висел под вертолётом ровненько — так по несколько подъёмов делали. А дальше везли на автотралах.

Не удивляйтесь, что паровоз ярко-красного цвета — это просто грунтовка перед покраской, как положено, в чёрный цвет. Фото Станислава Савина.

«Овечка», как звали этот паровоз железнодорожники, хоть и простояла на свежем воздухе 60 лет, сохранилась неплохо. Но не хватало одной существенной детали — кто-то стырил прожектор. А какой же паровоз без прожектора? Искали потом чертежи, сделали точную копию. Только вот лампочка там стоит уже электрическая, а не керосиновая, как по конструкции. Пожалуй, это единственный новый элемент. Всё остальное, как и положено в реставрационном деле, настоящее, только подправленное, отремонтированное да подчищенное.

Как уже говорилось, он стоит на месте будущей особой экспозиции. По замыслу музея боевой техники «Боевая слава Урала», здесь будет стоять четыре состава: бронепоезд (о, это отдельная песня!), санитарный поезд, воинский эшелон с зенитками на платформах и эвакуационный — то есть всё, как и было в войну на железнодорожных станциях. Ещё один паровоз полностью отреставрирован, и на наших глазах к нему прицепляли с помощью экскаватора санитарный вагон. Третий паровоз доводят до ума ещё на участке реставрации. А четвёртый, собственно, часть бронепоезда, тоже готов. К сожалению, настоящий бронепоезд найти пока не удалось, это большей частью новодел, но башни с пушками — настоящие!

Впрочем, как и почти всё в этом, повторюсь, уникальном музее.

Кстати

Паровоз серии «Ов» оказался безотказной машиной, простой в ремонте и обслуживании. Всеядная «овечка» могла отапливаться углём, мазутом, дровами и торфом. До 1925 года она использовалась как на поездной работе, так и на маневровой. Пригодилась, как видим, и в 50-х годах.

Областная газета Свердловской области