Страховщики начали гораздо чаще обманывать водителей при заключении договоров ОСАГО

Страховщики утверждают, что ОСАГО — убыточный вид страхования. Возможно, с этим связан тот факт, что в нынешнем году владельцы автомобилей гораздо чаще, чем прежде, сталкиваются с нарушениями, связанными с заключением договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

Жалобы на страховые компании поступают в различные надзорные органы. В частности, обращения в Рос­потребнадзор можно разделить на две основные группы. Люди жалуются, что страховщики отказываются заключать договоры, мотивируя отказ отсутствием бланков страховых полисов ОСАГО, и предлагают обращаться в другую страховую компанию. Вторая группа жалоб связана с попытками навязать гражданам вместе с ОСАГО дополнительные услуги, к примеру услугу добровольного страхования.

По закону ОСАГО является обязательным видом страхования. Использовать транспортное средство на территории Российской Федерации без соответствующей страховки недопустимо. Условия договора ОСАГО изложены в законодательстве, то есть договор является публичным. И если у страховой организации есть соответствующая лицензия, она не имеет права отказать в заключении такого договора.

Нами было выявлено столько нарушений, что перечислить все просто невозможно. Назову лишь основные. Во-первых, страховые компании не предоставляют потребителям всю необходимую информацию о правилах обязательного страхования гражданской ответственности. Во-вторых, не выдают бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, а также перечни представителей страховщика в субъекте РФ. Также нами были выявлены случаи введения потребителей в заблуждение. К примеру, клиентам говорили, что тариф на услугу ОСАГО повысился и теперь составляет не менее пяти тысяч рублей. Или рассказывали, что изменилось законодательство и в настоящее время вместе с договором ОСАГО нужно обязательно заключить дополнительный договор. В частности, в одной из страховых компаний автовладельцев пытались убедить в том, что в обязательном порядке необходимо заключить договор на контроль диагностики аккумуляторной батареи.

Я считаю, что у владельцев транспортных средств есть возможность себя защитить. Каков должен быть алгоритм действий?

Допустим, если страховая компания отказывается заключить договор ОСАГО ,можно найти в Интернете и распечатать бланк заявления о заключении такого договора и выслать в страховую компанию по почте с уведомлением. Страховщики обязаны ответить в течение 30 дней. Отсутствие ответа доказывает, что в заключении договора вам отказано. А это — веское основание для обращения в надзорные органы или в суд для понуждения заключить договор. В этом случае возникает только одна проблема. Обычно владельцы автомобилей хотят заключить новый договор в тот день, когда заканчивается действие прежнего. А путь, о котором я сказала выше, занимает примерно два месяца. Однако надо иметь в виду, что это — официальный путь для принципиальных людей, желающих добиться правды. Кстати, все штрафы, которые будут наложены на автомобилиста в связи с отсутствием договора, можно рассматривать как убытки и впоследствии предъявить страховой компании для возмещения.

Если договор с вами всё-таки заключили, но при этом навязали дополнительные услуги, рекомендую отказаться от этих услуг. На этот случай Роспотребнадзор разработал типовой бланк. Образец есть на нашем сайте (http://ekb.66.rospotrebnadzor.ru). Но подобное заявление можно написать и от руки в произвольной форме. Если оно останется без ответа, копию можно отправить в наш адрес, это будет служить доказательством того, что услуга навязана.

Аудио- и видеозаписи также принимаются в качестве доказательств. Советую также привлекать свидетелей, лучше, если будет несколько свидетелей. Проблемы страховых компаний не должны становиться причинами страданий потребителей.

Областная газета Свердловской области