Почти половина автошкол области может закрыться после проверок ГИБДД

С 11 августа вступили в силу новые правила подготовки водителей, и ГИБДД Свердловской области начало проверки образовательных учреждений на этом рынке услуг. По мнению президента Уральской ассоциации автошкол Георгия Коваленко, озвученному на недавней пресс-конференции по этому поводу, около 40 процентов автошкол области эти проверки не пройдут и закроются.

Проверки будут связаны не только с документацией и соответствием учебных планов типовым программам, но и с состоянием материально-технической базы автошкол и соответствием их новым требованиям Министерства образования РФ. Они касаются и оборудования учебных классов, и тренажёров, и автодромов. Их площадь, кстати, должна увеличиться до 0,24 га на одну школу – теперь к обязательным элементам («змейка», «разворот в ограниченном пространстве», «параллельная парковка», «эстакада», остановка у стоп-линии») добавятся, к примеру, такие упражнения, как «пересечение перекрёстка», «проезд пешеходного перехода» и «движение по полосе разгона».

Увеличение числа обязательных к сдаче элементов тянет за собой и увеличение времени на сам экзамен. Это, в принципе, может поменять всю схему государственной аттестации выпускника в ГИБДД. Если раньше несколько (порой до десяти) автошкол сдавали в один день и теоретическую, и практическую часть экзамена «потоком», то теперь, видимо, будут отдельные дни для сдачи теории и отдельные – для практики.

Изменились требования Минобрнауки и к сотрудникам автошкол. Так, преподаватели теоретических курсов и мастера производственного обучения теперь должны будут проходить переаттестацию раз в три года вместо пяти. Но ужесточение требований к учебной и материальной базе школ – не единственная причина того, что цена обучения вырастет почти в два раза – с 15–20 тысяч до 30–40 тысяч рублей.

Новая программа подготовки водителей с правами категории B (легковые автомобили) подразумевает 134 академических часа теории (прежде было 106 часов), а также 56 часов вождения для машин с механической коробкой передач и 54 для «автомата» (до этого курс вождения включал в себя 50 часов). Продолжительность всего обучения составит до трёх с половиной месяцев. Помимо этого, программа предполагает запрет на сдачу экзаменов экстерном, а также разрешение на прохождение итоговых испытаний в ГИБДД на машине с автоматической коробкой передач.

– Новая цена обучения вполне соответствует затратам, – говорит Коваленко. – А вот то, что предлагалось некоторыми автошколами раньше –17 тысяч рублей – то ли мошенничество, то ли неверные расчёты. Это явно ниже себестоимости, и за счёт чего выживали те, кто устраивал подобный демпинг, непонятно.

Сейчас рынок подготовки водителей, если можно так выразиться, замер в ожидании проверок ГИБДД. Серьёзные игроки на этом поле новых курсантов не берут, доучивают по старым правилам прежние наборы. Ситуация с автошколами на сегодняшний день достаточно запутанная. Только в Екатеринбурге их к началу августа было почти 100. Для сравнения, в соседнем Челябинске, тоже миллионном мегаполисе, их почти в два раза меньше. Из 350 автошкол Москвы не более 15–20 процентов имеют земельные участки для обучения, соответствующие новым требованиям, сообщают «Известия». Автошколы направили заявления в Прокуратуру РФ и мэру Москвы с просьбой предоставить им переходный период в полгода, иначе город может на неопределённый срок остаться совсем без учреждений, которые могут подготовить москвичей к сдаче экзамена на водительские права. В Госавтоинспекции отметили, что проект примерных программ размещался ещё в декабре 2013 года на официальном портале правовой информации в Интернете, автошколы имели возможность ознакомиться с ним, и у них было время подготовиться изменениям.

Для тех, кто планирует получить заветную карточку водительского удостоверения в ближайшее время, есть повод задуматься – а не повременить ли с этим делом, пока автошколы не пройдут переаттестацию? Если по результатам проверки автошкола вдруг закроется, навряд ли администрация вернёт курсантам деньги за обучение. «В этой связи мы ожидаем той же ситуации, что и на туристическом рынке, – говорит Георгий Коваленко, – разве что будем иметь дело с меньшими суммами и масштабами. Но судебных разбирательств, по видимости, не избежать».

Ждать осталось недолго. Заместитель начальника управления ГИБДД по Свердловской области Алексей Габдорахманов сообщил, что проверять будут автошколы, которые заявили о своей готовности работать в новых условиях и уведомили об этом Госавтоинспекцию. Заявки на проверки принимаются с 11 числа и все они рассматриваются в течение 30 суток. Те учреждения, которые не соответствуют требованиям Министерства образования, прекратят свою деятельность.

Областная газета Свердловской области